Русский народ созывает Земской Собор

В июне-июле подготовка к Собору шла полным ходом. Согласно положению о Приамурском Земском Соборе, в его состав входили: Временное Приамурское правительство, а также представители от духовенства, армии, флота, гражданских ведомств, несоциалистических организаций, горожан-домовладельцев, сельского населения, городских самоуправлений, земства, торгово-промышленного сословия, казачьего населения и казачьих войсковых правительств, Православных приходов, общества Ревнителей Православия, старообрядческого духовенства, старообрядческой общины, высших учебных заведений, от русского населения полосы отчуждения КВЖД и от поселковых управлений.

Таким образом, сохранялся древний принцип выборов на Земской Собор - сословность, вместо пресловутой партийности, мнимой независимости и классовости.

Было в Положении и важное примечание: коммунисты и примыкающие к ним, а также социалисты-интернационалисты участия в Земском Соборе принимать не могут. В случае обнаружения в заседаниях Собора, что те или другие лица, проникшие в Собор в качестве его членов, оказываются по своим воззрениям коммунистами, примыкающими к ним, или социалистами-интернационалистами, таковые лица из состава членов Земского Собора устраняются. По открытии Собора его члены приносят присягу, а те, кто таковой не приемлют по религиозным убеждениям, дают торжественное обещание свято и честно исполнять возложенные на них обязанности, руководствуясь исключительно благом Родины (“Вестник Временного Приамурского правительства”, № 38, 30 июня 1992 г.).


Открывшийся в Приамурье 10/23 июля 1922 года во Владивостоке Приамурский Земской Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих русских людей. Он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России. Вот как описывает очевидец начало этого грандиозного события:

    “К трем часам дня перед открытым входом в Кафедральный Собор был сооружен помост, покрытый ковром, и поставлен аналой с Крестом и Евангелием. Вскоре начали прибывать со всех сторон крестные ходы с иконами, хоругвями и духовенством всех местных церквей. Прибывающие с пением крестные ходы размещались вокруг помоста и по сторонам вдоль дорожки, ведущей в Собор.
     К месту молебствования прибыли председатель и члены Временного Приамурского правительства, управляющие ведомствами, члены Земского Собора, войска, резервы милиции, морские стрелки, два оркестра музыки: военный оркестр 3-го корпуса каппелевской армии и военно-морского флота. Публика собралась в садике вокруг Собора и расположилась по обоим тротуарам Светланской улицы.
     Около четырех часов раздался благовест и начался торжественный молебен, совершенный епископом Михаилом в сослужении с прочим духовенством.
     После молебна соединенный крестный ход направился по Светланской улице к зданию Общедоступного театра, украшенному национальными флагами. Впереди шествия несли запрестольные кресты, местные иконы из церквей и икону Владимирской Божией Матери, окруженные развевающимися хоругвями. Затем следовало духовенство во главе с епископом, в полном облачении, в сопровождении певчих. За духовенством - председатель правительства, его члены, начальствующие лица, члены Земского Собора, публика и войска. Оркестры во время шествия непрерывно исполняли “Коль славен...”
     На Светланской перед зданием Общедоступного театра шествие остановилось, и был совершен краткий молебен с провозглашением многолетия Земскому Собору. Во время молебна соборный хор певчих исполнил кантату “Тебе, Бога хвалим”.
     После молебна священник о.Нежинцев, член Земского Собора, обратился к присутствующим с речью, разъясняющей историческое значение Земского Собора на Руси, настоящую разруху и гибель русского народа на родной земле, призывая всех к проникновению принципами Православия и к вере в то, что Земской Собор призван указать путь к Святой Москве, древней собирательнице и устроительнице русского государства.
     На радость всем день выдался ясным и солнечным, благодаря чему торжество открытия проходило стройно и представляло живописную картину. Местные кинематографисты поспешили снять своими аппаратами многие моменты молебствий и крестных ходов.
     Около здания Общедоступного театра собралось большое скопление народа. Вход в здание - по билетам, для публики открыты боковые входы.
     Внутри здание великолепно декорировано: сцена, где заседает правительство и председатели комиссий по созыву Земского Собора и владивостокского комитета несоциалистических организаций, украшена иконописной живописью, в середине - икона Спасителя.
     Арка сцены задрапирована под цвет горностаевой мантии. Наверху арки двуглавый орел, внизу которого вместо скипетра и державы - флаги: морской и военный. Ниже орла - круг, в котором изображен крест с сиянием и внизу надпись: “Сим победиши”. Над кругом надпись золотыми буквами: “Возрождение России”.
     По бокам сцены поставлены две кафедры: одна имеет эмблему орла, другая - скипетра. С левой и правой сторон - ложи. С левой - для иностранных представителей, с правой - для членов совета управляющих ведомствами. Ложи задрапированы русскими национальными и военными флагами, теми же флагами декорировано все помещение...
     Приблизительно около 5 часов 10 минут соборным протоиереем О.Муравьевым совершено окропление помещения Святой водой. Члены Земского Собора занимают свои места...
     В 5 часов 20 минут председатель правительства С.Д.Меркулов звонит и объявляет заседание Земского Собора открытым”.

     (“Уссурийский Край”, № 133. 25 июля 1922 г.).

В Земском Соборе во Владивостоке принимали участие выборные не только от местного, уссурийского и амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск.

С приветственным словом к участникам Собора в числе прочих выступающих обратился председатель войскового правительства генерал Анисимов:

    - Войсковые атаманы казачьих войск от имени войск приносят горячий привет национальному Русскому Земскому Собору, выражают надежду, что будет восстановлено государство Российское.
     Казаки всегда были оплотом Державы и готовы грудью своею встать на ее защиту. Они выражают пожелание Земскому Собору, чтобы он сердцем своим почувствовал всю ответственность момента.


Земской Собор во Владивостоке дает нам пример согласия с Российскими церковными и историческими канонами. Собор проходил под почетным руководством Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Большой портрет Святейшего украшал возвышение, на котором располагался президиум Собора. Непосредственно полномочным представителем Патриарха на Соборе выступал Преосвященный Владыка Нестор, епископ Камчатский, известный участник Всероссийского Поместного Собора, автор книги “Расстрел Московского Кремля”, которая увидела свет в Японии в 1920 году (первый московский тираж 1917 года был практически уничтожен). В состав Собора входили архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мефодий, епископ Владивостокский и Приморский Михаил, епископ Казанский Филарет, а также епископ старообрядческий, Главный священник Армии и Флота, Старший Военный Старообрядческий священник и Главный мулла Армии (Вряд ли в Московской Руси на Соборе мог присутствовать мулла! - ред.).

Свое благословение прислал заболевший Епископ Читинский и Забайкальский Мелетий.




Статьи 1997 года