Иностранный агент - это статус, определяемый ФЗ "О некоммерческих организациях". Те организации, которые занимаются политической деятельностью на территории России и имеют иностранное финансирование, должны быть зарегистрированы как иностранные агенты. Прокуратуре было поручено произвести проверку по соблюдению закона, что она и сделала.
Из выступления Чайки:
Цитата:
По данным Росфинмониторинга только за период с ноября 2012 года по апрель текущего года 2226 российских НКО получили из-за рубежа 30,8 млрд. рублей. Даже за минусом НКО, учрежденных госструктурами, это финансирование составляет 24,2 млрд. рублей (1868 НКО).
Поскольку на начало проверки ни одна организация не была включена в предусмотренный Законом (№ 121-ФЗ от 20.07.2012) реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, прокурорами была изучена документация около тысячи НКО, составляющих менее половины от всех финансируемых из-за рубежа.
В результате признаки политической деятельности и подтвержденное документацией НКО иностранное финансирование в течение 2010-2013 гг. в объеме, превышающем 6 млрд. руб. выявлены у 215 некоммерческих организаций.
Прокурорами установлено 22 НКО, прямо попадающих под действие законодательства об иностранных агентах.
Указанные организации за трехлетний период, только по данным их собственных отчетов, получили из-за границы свыше 800 млн. руб.
При этом, занимаясь политической деятельностью, участвуя в электоральных процессах, публичных мероприятиях, подготовке законопроектов, получая иностранные средства и подробно отчитываясь перед спонсорами об их расходовании, ни одна из 22 организаций не считает себя иностранным агентом и не намерена добровольно регистрироваться в данном качестве.
…..….….….….….….….….…..….….….….….….….…
Вместе с тем 193 организации, с трехлетним иностранным финансированием свыше 5 млрд. руб., обладали признаками иностранных агентов до вступления в силу закона. Однако после 21 ноября 2012 они либо приостановили политическую деятельность, заняв выжидательную позицию, либо продолжают ею заниматься, но при этом не получают зарубежные средства.
Всем им прокурорами объявлены предостережения.
Следует отметить, что даже те немалые суммы, которые мною назывались, не отражают всей картины, поскольку до ноября прошлого года сведения о поступивших в адрес НКО из-за рубежа денежных суммах учитывали и заявляли только они сами.
…..….….….….….….….….…..….….….….….….….…
Необходимо отметить, что фактически организаций, выполняющих функции иностранного агента, гораздо больше. Ими используются различные схемы уклонения от приобретения такого статуса.
…..….….….….….….….….…..….….….….….….….…
Иностранные агенты широко привлекают к своей работе так называемых гражданских активистов. Например, межрегиональным общественным фондом «Голос» за период действия закона перечислялись денежные средства физическим лицам по 39 договорам вознаграждения. Не вызывает сомнения, что данные лица выполняли все те задачи, которые ставит перед собой указанная организация, при этом не могут быть признаны иностранными агентами.
Детальным образом отчитываясь перед иностранными спонсорами, многие НКО вместе с тем стремятся избежать какого-либо контроля за ними со стороны государства. Прокуроры столкнулись с активным противодействием проверкам с их стороны.
…..….….….….….….….….…..….….….….….….….…
В целом уклонение руководителей НКО от предоставления документов или их передача без перевода на русский язык носило распространенный характер.
При этом налицо явная непоследовательность позиции руководства ряда некоммерческих организаций. На термин иностранный агент они обижаются, считая его оскорбительным, а документы на родном языке найти не могут.
…..….….….….….….….….…..….….….….….….….…
Так, в нарушение норм Венской конвенции 1961 г. 17 организаций, занимавшихся политической деятельностью, напрямую финансировались посольствами США, Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландов и Швейцарии, что по оценке МИД России является вмешательством во внутренние дела нашей страны и нарушает общепринятые нормы международного права.
…..….….….….….….….….…..….….….….….….….…
В течение столь длительного времени НКО способна выполнить все поставленные перед ней иностранными спонсорами задачи, в том числе затрагивающие государственные интересы России, и, приняв решение о самоликвидации, избежать проверки своей деятельности уполномоченными органами.
Ярким примером реализации подобной схемы может служить финансируемая с 2010 г. из-за границы при посредничестве скрывшегося от следствия адвоката Ходорковского Дреля НКО (АНО Центр правовых и экономических исследований), бесспорно подлежащая включению в реестр иностранных агентов. Однако в результате ее самоликвидации, подчеркиваю, в день вступления в силу изменений закона о НКО, уполномоченные органы были лишены возможности дать оценку законности ее деятельности.
Хотя в данном случае государственный контроль был бы более чем уместен. Представители данной организации на поступающие из-за рубежа средства, происхождение которых по определению вызывает множество вопросов и сегодня является предметом расследования, готовили законопроекты, направленные на либерализацию наказания за экономические преступления, выстраивали связи с высокопоставленными лоббистами органов власти, инициировали круглые столы в Государственной Думе и другие публичные мероприятия.
Мероприятия согласовывались с официальным представителем Министерства юстиции США, аккредитованном при Посольстве США в России, в некоторых из них он принимал личное участие, а в круглом столе в Государственной Думе участвовал совместно с бывшим Генеральным прокурором США.
…..….….….….….….….….…..….….….….….….….…
Есть еще один важный момент.
Как показала проверка, прокурорами установлены отдельные факты вовлечения в деятельность НКО, по сути выполняющих функции иностранных агентов, высокопоставленных государственных служащих, представителей политических партий, а также государственных учреждений.
Так, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц единственным учредителем Фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», а это одна из выявленных НКО, выполняющих функции иностранного агента, является начальник Управления по вопросам внутренней политики администрации Костромской области Ерин М.А.
В состав Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на сегодня входят 4 представителя некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и 3-х НКО, выполнявших эти функции до вступления закона.
Руководители данных НКО декларируют, что удалены от политики, не хотят регистрироваться в качестве иностранных агентов, но при этом продолжают находиться в Совете, через который стремятся оказать воздействие на органы власти, проводят экспертизу проектов нормативно-правовых актов, вносят свои предложения об изменении законодательства.