Степан писал(а):
Ну это уже несерьёзно.
Опять же, никто не спорит с тем, что рост Российской империи вл многих отношениях был огромен. Однако ж насколько назад её отбросила гражданская война. Да, развязанная теми же красными. Да, сами наделали проблем, потом их преодолевали. Но - Сталин получил страну в довольно-таки слабом состоянии. А оставил... ну все знают, короче.
Если же брать цифры (сколько в его годы и после его открыто предприятий, электростанций, институтов и всего остального, сколько научных разработок было сделано), тебе придётся признать полную несостоятельность конструкции "при Сталине ничего хорошего не добились, всё было сделано до революции".
Про руководство я уже написал. Возможно, можно было лучше. Но не особо получилось.
Словом, когда такую критику я услышу от какого-нибудь победителя нескольких войн, я её выслушаю. По-моему, ты не из их числа.
Ну что ж, давай конкретно посмотрим на результаты индустриализации. Историк К. Александров:
Было построено 5,5 тысяч км железных дорог — ровно столько каждые четыре года строили в России в период думской монархии (1907–1917 годы). При этом производство угля и стали едва превысило дореволюционный уровень. За счет форсированного создания новых промышленных предприятий (по первому пятилетнему плану планировалось построить 300 крупных и 1 тысячу менее крупных объектов) была заложена база для роста советской экономики, которая с 1928 по 1939 выросла примерно в 2 раза. Среднегодовые темы роста составили 5,8%. Но такие же ежегодные темпы роста демонстрировала капиталистическая экономика столыпинской России. Кроме того, огромное большинство в спешке возведенных новых промышленных объектов страдали высокой аварийностью и непрофессиональной эксплуатацией, так как возводились ускоренными темпами и с грубым нарушением техники безопасности.
Установленные плановые задания не удалось выполнить: к 1933 тракторов выпустили 53 тысячи (вместо 170 тысяч по плану), автомобилей — 24 тысячи (вместо 200 тысяч по плану), железных дорог построили 5,5 тысяч км (вместо 16 тысяч по плану). Теория, в соответствии с которой деревня могла дать средства на индустриализацию, оказалась умозрительной. Государство приобрело возможности для выкачивания из деревни дешевого хлеба и его продажи на внешних рынках. Однако массовое создание госпредприятий по принудительной обработке земли (колхозов) потребовало и встречных поставок из промышленности в разоренную коллективизацией деревню, и, следовательно, огромных госрасходов. В 1929–1933 погибли 77 млн лошадей. Бедные колхозы для обработки огромных государственных латифундий нуждались в тракторах и другой технике, запчастях и комплектующих, удобрениях и самом простом инвентаре. В 1932–1936 колхозы получили от государства около 500 тысяч тракторов, которые должны были восполнить потерю тягловой силы, а, по сути — частичные материальные потери села в период коллективизации.
Продовольственная безопасность страны оказалась подорвана бескризисной «модернизацией» на десятилетия, если не на долгую историческую перспективу. В 1913 крестьянин собирал с одного гектара более 800 кг зерна, а в 1932 не собирал и 600. Ежегодное производство мяса упало до 3,3 млн тонн по сравнению с 4,2 млн тонн в период НЭПа. С 1928 по 1933 поголовье лошадей сократилось на 51%, коров — на 42%, свиней — на 40%, овец и коз — на 66%. Всего в годы первой пятилетки погибло 152 млн голов скота. Общие потери страны от гибели лошадей и скота составили 3,4 млрд золотых рублей (в ценах 1913 года).http://www.gazeta.ru/comments/2009/05/1 ... 6581.shtmlКак видно, происходило то же самое, что было до революции в столыпинские годы (без ГУЛагов и раскулачиваний), цели пятилеток даже приблизительно достигнуты не были (к 1933 тракторов выпустили 53 тысячи (вместо 170 тысяч по плану), автомобилей — 24 тысячи (вместо 200 тысяч по плану), железных дорог построили 5,5 тысяч км (вместо 16 тысяч по плану)), а ценой за этот социалистический эксперимент было уничтожение деревни, голод, миллионы жизней простых людей, карточная система и подрыв продовольственной безопасности страны.
"Сперва добейся" - сильный аргумент, конечно. Тогда не смей критиковать Путина, пока сам не стал президентом, не ругай либералов 90-х, пока сам не побывал в министерском кресле. Не катят твои отмазы здесь, потому что критика действий того или иного деятеля - это задача историка, а не очевидца и соучастника, которые, как правило, субъективны. Я высказываю свою позицию, опираясь на исторические факты, а не на личное мнение.