Зарегистрирован: Ср янв 24, 2007 3:00 am Сообщения: 23047 Откуда: Новосибирск
Вероисповедание: православный (РПЦ)
|
Василий Анатольев писал(а): Цитата: Русская Церковь в то время молилась о Византийском императоре, потому что царь на Земле может быть только один. Вы не знали? ------------
Возможно, не спорю, и молилась в период присылаемых из Константинополя митрополитов-греков, но опять же, наверное, за реальных - всеми знаемых!- а не фантастических (вневременных) императорах. А, кстати, не могли бы дать ссылку на то, откуда такая информация, что непременно молилась? Я тут полистал историю митр. Макария, нигде не нашел такой непременности... Цитата: Василий, а из чего следует, что царь может быть только один? Я вот не в курсе. Поясните пожалуйста =========== Из письма Константинопольского Патриарха Антония IV Великому князю Московскому Василию I (1393 г.): "(...) Говорят, ты не позволяешь митрополиту поминать божественное имя царя в диптихах, т. е. хочешь дела совершенно невозможнаго, и говоришь: “мы-де имеем Церковь, а царя не имеем и знать не хотим”. Это нехорошо. Святой царь занимает высокое место в Церкви; он не то, что другие, поместные князья и государи. Цари в начале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной; цари собирали вселенские соборы, они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и о благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей; наконец, цари, вместе с соборами, своими постановлениями определили порядок архиерейских кафедр и установили границы митрополичьих округов и епископских епархий. За все это они имеют великую честь и занимают высокое место в Церкви. И если, по Божию попущению, язычники окружили владения и землю царя, все же до настоящаго дня царь получает тоже самое поставление от Церкви, по тому же чину и с теми же молитвами помазуется великим миром и поставляется царем и самодержцем Ромеев, то есть всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей или местных властителей. Власть его, в сравнении со всеми прочими, такова, что и самые латиняне, не имеющие никакого общения с нашею Церковью, и те оказывают ему такую же покорность, какую в прежния времена, когда находились в единении с нами. Тем более обязаны к этому православные христиане; и если язычники окружили землю царя, то христианам не следует презирать его за это; напротив, это самое да послужит для них уроком смирения и заставит их подумать, что если великий царь, господин и начальник вселенной, облеченный такою силою, поставлен в столь стеснительное положение, то что могут потерпеть разные другие местные властители и мелкие князья? Вот и земля твоего благородия часто страдает и терпит набеги и опустошения от нечестивых, но несправедливо было бы нам презирать за это твое благородие; напротив, мерность наша и святой царь пишем тебе, по старому обычаю, и в своих грамотах, извещениях и чрез своих послов оказываем тебе ту же честь, какую имели прежние великие князья. Итак, нет ничего хорошаго, сын мой, если ты говоришь: “мы имеем Церковь, а не царя”. Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собою, и невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против Церкви и вводили развращенные догматы, чуждые апостольскаго и отеческаго учения. А высочайший и святой мой самодержец, благодатию Божиею, есть православнейший и вернейший, поборник, защитник и отмститель Церкви; поэтому невозможно быть архиереем и не поминать его. Послушай верховнаго апостола Петра, говорящаго в первом соборном послании: “Бога бойтеся, царя чтите”, не сказал “царей”, чтобы кто не стал подразумевать именующихся царями у разных народов, но – “царя”, указывая на то, что один только царь во вселенной. И какого это ? – Тогда еще нечестиваго и гонителя христиан! Но как святой и апостол, провидя в будущем, что и христиане будут иметь одного царя, поучает чтить царя нечестиваго, дабы отсюда поняли, как должно чтить благочестиваго и православнаго. Ибо если и некоторые другие из христиан присваивали себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противуестественное, противузаконное, более дело тирании и насилия. В самом деле, какие Отцы, какие соборы, какие законы говорят о тех? Но все, и сверху и снизу, гласит о царе природном, котораго законоположения, постановления и приказы исполняются по всей вселенной, и его только имя повсюду поминают христиане, а не чье либо другаго. (...)"Василий. лучше бы не на частные письма ссылаться, из кторых отдельные слова выделять, а на решение Собора какого-нибудь. на канон.
|
|