Блаженнейший Митрополит Христофор о Св.Православии в Чехии и Словакии, православной жизни и миссии, Святой Руси, о РОА, русских и о многом другом.
Владыка, хотелось бы спросить, ведь, хоть, без сомнения, чехи – славянский народ, но как-то так исторически сложилось, что Чехия – католическая страна. Почему это так сложилось?
Был период, когда все здесь были православными. Кирилл и Мефодий прежде всего основали славянскую Церковь, славянскую письменность здесь на территории Чехии. Даже в Праге первый храм был создан по благословлению архиепископа святого Мефодия. Мы находимся между Востоком и Западом. Потом, конечно, тут владела латинская ориентация в церкви, но здесь было и очень важное движение гуситов против, прежде всего, индульгенций и главенства Папы Римского. Это всё было под влиянием Востока, под влиянием памяти святых Кирилла и Мефодия, всего того, что наши учёные могли увидеть в Киеве и знать, что есть такая Литва православная. Поэтому сотрудник и друг Яна Гуса Иероним Пражский принял православие в Витебске и всё, что было восточное, внёс в движение гуситское, которое в конце 15-го и ещё в начале 16-го века достигло того, что 80% чехов были гуситами – не католиками. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 г., Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной. В 1451 –1453 гг. в Константинополе, который был Патриархатом, приняли гуситов по вероисповеданию как православных. Там велись переговоры о воссоединении гуситов с Православной Церковью. Исповедание гуситов было признано вполне православным и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство. Священник, который вёл переговоры, принял православие, монашество, стал архимандритом Великой Церкви Константинопольской. Завоевание Константинополя турками в 1453 г. прервало начатые переговоры. Если бы не было падения Константинополя, когда он был захвачен исламской Османской империей, то вся Чехия была бы православной. Потом уже невозможно было посылать епископов, рукополагать священников. В итоге, гуситы, в конце концов, приняли западную немецкую реформацию. Поэтому говорить о Чехии как католической стране нельзя. Австрийские власти, австрийский император насильственно ввели католичество и прогнали всех, кто возглавлял гуситскую церковь и создали католическую церковь как что-то чужое для народа. Люди всегда вспоминали времена Кирилла и Мефодия, а также гуситские времена. Поэтому, когда в конце 19-го века некоторые чехи переселились в губернию Виленскую, то представитель царских властей спрашивал их, какого они вероисповедания, думая, что они католики. На что получил ответ: "мы гуситы, мы не католики". Чехи не чувствуют себя католиками. А сегодня знаете какая ситуация? Менее 20% чехов считают себя католиками, а 80% не католики, которые остались без церкви, но их можно, конечно, воспитать, им можно говорить о правде, с ними можно работать и это надо делать. Поэтому наша Церковь постоянно увеличивается, а католиков становится всё меньше и меньше. Православных всё больше и больше, поэтому ситуация для нас, конечно, приятная, но ответственная. Нам очень трудно получить участок, чтобы построить храмы. Вы видели сегодня, какие у нас переполненные храмы. У нас все такие небольшие храмы и все переполненные. Прежде всего трудно работать с людьми. С людьми надо работать не только, чтобы они пришли-ушли, их надо воспитать. У нас нет пространства, нет дома, куда приглашать людей. У всех других конфессий, даже у протестантов есть, а у нас нет. Это очень печально и мы стремимся к тому и надеемся, что государство или город Прага даст возможность купить участок, чтобы построить храм с духовным и гуманитарным центром.
http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=3844