Чёрная Сотня
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Оглавление
















СТАРЫЙ САЙТ

Архив газеты
"ЧЁРНАЯ СОТНЯ"

Баннер с Имперским флагом для скачивания
Друзья:
Официальный сайт Московского Патриархата

Хроника военной спецоперации

Русская народная линия

Радио Радонеж

НОВОРОССИЯинформ

Русский вестник

Русская весна. Борьба за Новороссию

Русское Воскресение

Каталог Православное Христианство.Ру

Телеграмм-канал Владимира Рогова - администрация Запорожской области

Телеграмм-канал Администрации Херсонской области

Покупай у своих

Телеканал Царь-град

Нет ковидобесию!

Статьи

14
-Золотой век- Екатерины Второй
В начале января 1768 года в город Ревель (ныне Таллин) в обстановке строжайшей секретности был доставлен узник, именовавшийся как Андрей Враль. Находясь на пути в Ревель, ссыль­ный упросил охрану остановиться у ближайшей церкви для того, что­бы исповедоваться и причаститься. Как и был, в простой арестантской одеж­де, ссыльный прошёл в храм, пря­мо в алтарь. Вдруг присутствовавший в храме народ стал недо­у­мен­но перешептываться и кивать в сторону Царских врат. Посмотрев ту­да, конвоиры оцепенели.

В начале января 1768 года в город Ревель (ныне Таллин) в обстановке строжайшей секретности был доставлен узник, именовавшийся как Андрей Враль.

Находясь на пути в Ревель, ссыль­ный упросил охрану остановиться у ближайшей церкви для того, что­бы исповедоваться и причаститься. Как и был, в простой арестантской одеж­де, ссыльный прошёл в храм, пря­мо в алтарь. Вдруг присутствовавший в храме народ стал недо­у­мен­но перешептываться и кивать в сторону Царских врат. Посмотрев ту­да, конвоиры оцепенели. Вместо арес­танта Андрея Враля, у престола при­чащался, как священнослужи­тель, человек в богатом, сверкающим золотом, архиерейском обла­че­нии. Предупрежденные об опасном и хитром арестанте, конвойные не на шутку перепугались случив­ше­му­ся и чуть было не бросились в ал­тарь, но вскоре успокоились, когда уви­дели вновь Андрея Враля в прежней арестантской одежде, направ­ляв­­шегося к выходу. Слухи об этом чу­десном происшествии поползли по России, передаваясь народом из уст в уста; народ в молву о чуде ве­рил и истолковывал происшествие, как заступничество Божие за невинно осуждённого.

Императрице Екатерине Второй бы­ло доложено о происшествии, она всерьёз его не приняла и от­пи­са­ла коменданту Ревеля, своему со­оте­­чественнику немцу Тизенгаузену:
"У нас в крепкой клетке есть важ­ная птичка. Береги, чтоб не уле­те­ла. Надеюсь, что не подведёшь се­бя под большой ответ. Народ очень по­чи­тает его исстари, и привык счи­тать своим. А он больше ничего, как превеликий плут и лицемер".

Во время отправки к месту его за­клю­­чения охране было предписано: "се­­кретно в закрытых санях, ни­ко­му не показывать, разговоров с ним ни­­каких не иметь, об имени и сос­то­­янии не спрашивать, и миновать Пе­­тербург как можно скорее".

Всё это время узника тщательно ох­­раняли и никого к нему не до­пус­ка­ли. Охране было строго настрого за­прещено разговаривать с заклю­чён­ным. При попытке узника заго­во­рить, караульным было предпи­са­но вставить ему пыточный кляп, ко­торый для угрозы велено было дер­жать на виду в каземате.

По приезде таинственный узник был заточён в каземате башни Грос­штан­порт, который более был по­хож на сырую каменную могилу раз­ме­ром два на три метра. Здесь ему предстояло провести, заживо по­гребённом в каменном гробе, долгие пять лет.

Донесения, посылаемые в Пе­тер­бург, о том, что «известный арес­тант» содержится по инструкции и ве­дёт себя тихо, совсем не успока­и­ва­ли Императрицу. Напротив, её не­на­висть к узнику только усили­ва­лись.

С 1771 года Андрей Враль был фак­тически заживо погребён (пого­ва­ривали, что по высочайшему рас­по­ряжению из Петербурга) - дверь бы­ла заложена кирпичами, оста­лось только окошечко, в которое ему подавали пищу. Узнику от­ка­за­ли в одежде и сносной еде.

Лишь только в его предсмертный час (в феврале 1772 года) Екатерина Вто­рая разрешила допустить к уз­ни­ку священника, с которого было пред­писано взять подписку, что он ни­чего не расскажет впоследствии под страхом смерти. Священник тер­пеливо ждал, пока охранники очи­щали дверной проём от кир­пич­ной кладки и с трудом пытались от­крыть тяжелую железную дверь, не от­крывавшуюся более года. Когда, на­конец, дверь со скрипом отво­ри­лась, и на священника из камен­ного каземата пахнуло сыростью и хо­лодом, он ступил внутрь. Через мгно­вение он в страхе выбежал из ка­меры.

- Вы мне говорили, что надо ис­по­ведовать и приобщить пре­ступ­ни­ка, а предо мною стоит на коленях ар­хипастырь в полном облачении! - почти кричал он.

Через несколько минут, придя в се­бя, священник в сопровождении при­става снова вошёл в каземат. На кой­ке лежал арестант. Он при­под­нял­ся и сказал духовнику:
- Сын мой, пред тобою не митро­по­лит, а недостойный раб, идущий от­дать отчёт Господу Богу в своей жиз­ни. Виденное тобою чудо есть зна­мение Господне неизреченной ми­лости Божией: это значит, что ду­ша моя скоро отлетит от скорбного те­ла.

Напутствовав страдальца, свя­щен­­ник попросил у него благосло­ве­ния себе. Умирающий дал ему мо­лит­венник, на котором была над­пись: «Смиренный митрополит Рос­товский Арсений».

Через день земные страдания арес­танта прекратились. В тот же день он был погребен в Русской Ни­ко­льской церкви.

Одежду, оставшуюся после узника, бы­ло велено раздать нищим. Кни­ги: Евангелие, Псалтирь и святцы - от­дать духов­нику почившего, Ни­коль­скому священнику Кондратову, ко­торый исповедовал узника перед смер­тью.

Затем со священника и всей ко­ман­­ды была взята под­писка - до кон­ца жизни молчать обо всем этом под угро­зою смертной казни.

Были приняты все меры, чтобы из­гладить память о несчастном. Ос­та­лась только надпись, выцарапан­ная гвоздем на стене каземата:
"Бла­го, яко смирил мя еси, Го­спо­ди!"


"Большие морские ворота". Здесь узник провёл последние пять лет жизни

                                                       ***

Митрополит Арсений (Александр Иванович Мацеевич) родился в 1697 году во Владимире-Волын­с­ком в семье священника. «Лич­ность Арсения до сих пор остается неразгадан­ной, - пишет Е. Су­ма­ро­ков в «Лекциях по истории Русской Цер­кви», - верно одно - это была ис­ключи­тельная личность и, как это ча­сто бывает в Русской действи­те­ль­­ности, личность непонятная со­вре­менникам и загадочная по­том­кам. Митрополит Арсений происходил из польской шлях­ты, обра­зо­ва­ние получил в Киевской ака­де­мии. При неиссякаемом запасе энер­гии, жизнь Арсения была сплош­ной горячкой дела, самого разнообразного. Сперва он выде­лил­ся на поприще экзаменатора став­ленникам по Московской епар­хии, затем был участником Кам­чат­с­кой экспедиции 1734 - 36 годов, сопровождая её в качестве судового иepo­монaxa.

В 1738 году был законоучителем Ака­демии Наук... В 1741 году был на­значен на Тобольскую кафедру, а на следующий год переведён в Рос­тов. Он участвовал в короновании на царство Императрицы Елизаветы Пе­т­ровны, был назначен членом Свя­щенного Синода.

На Ростовской кафедре его де­я­тель­ность также была весьма раз­но­образной.  «Без всякого похлеб­с­тва», борется он с расколом; буду­чи страстным любителем лошадей, которых у него было до шестисот, зор­ко присматривал за конскими за­во­дами, не брезгуя никакой ра­бо­той; объезжал епархию, «обирал се­реб­рянныя и жемчужныя укра­ше­ния на обогащение ростов­ской цер­к­ви».


Митрополит Ростовский Арсений

Архимандрит Константин (Зай­цев), отмечая архипастыр­скую рев­ность митрополита Арсения, так оп­ре­деляет его: «Он, дей­ствитель­но, высоко поднимает уровень цер­ков­ной жизни. Вели­кое событие со­вер­шается при нём: открытие мо­щей святителя Димитрия Ростовс­ко­го. Возникает при нём семинария Яро­славская. Суро­вость его требо­ва­ний по отношению к духовенству сгла­живается справедливостью этих требований, личной нестяжатель­ностью Вла­дыки и высоким стро­ем его жизни. Много внимания уде­ляет он хозяйственной жизни епар­хии, обладательнице огромных вот­чин».

"Теперь не трудно видеть, - пи­шет Е. Поселянин, - что в основе да­же тех сторон его характера, ко­то­рые вызывали к нему ненависть не­которых властных современ­ни­ков - лежит благородство, страс­т­ная преданность Церкви, служению ко­торой он себя посвятил. Исто­ри­ки говорят о противоречивости лич­но­сти Ростовского митрополита и пра­ктически все отмечают крутой нрав владыки. Но во многом бла­го­да­ря своему жестокому, бескомпро­мис­сному характеру, митрополит Ар­сений оказался в числе тех не­мно­гих архиереев, которые дерзну­ли возвысить голос в защиту Цер­к­ви, притесняемой светскими влас­тя­ми. И на пути отстаивания инте­ре­сов Церкви ничто не могло ос­та­но­вить митрополита Арсения: ни ли­шение сана, ни ссылки, ни уни­же­ния, ни, наконец, заточение в ка­мен­ном мешке Ревельского казема­та. Народ, чуткий в различении лю­дей, в особенности же Божьих лю­дей, признал его великим стра­да­ль­цем. А та сила воли, с какой он пе­ренёс свой тяжкий крест, та тя­жё­лая драма души, которая из влас­то­любивого человека выработала тер­пеливого узника, начертавшего на стене своего каменного гроба бессмертные слова: «Благо, яко сми­рил мя еси, Господи!» - дают ему мес­то не только среди замечатель­ных, но и среди праведных людей сво­его времени".

                                                ***

Екатерина Вторая, также, как Пётр Первый, перестала считаться с мнением иерархов Православной Цер­кви и начала поступать так, как это ей казалось выгодным в целях укрепления власти.

"Императрица, прославившаяся внеш­ними законами и внешним го­су­дарственным строительством, по от­ношению к Церкви Православ­ной, и особенно монастырям, была великой разорительницей и гони­тель­ницей, - пишет Епископ Сера­фим в книге «Одигитрия Русского За­рубежья». - В этом отношении она продолжала такую же политику Петра Первого, только в значи­тель­но большей степени".

В течение 10 лет (1763 - 1774 го­ды) два синодских обер-прокурора вы­с­казывали в высшей степени стран­ное отношение к Право­сла­вию. Первый из них, Мелиссино, ста­вил следующие вопросы по ре­фор­мированию церковной жизни:
- об ослаблении и сокращении по­стов;
- об уничтожении суеверий ка­са­тель­но икон и мощей;
- о запрещении носить образа по до­мам;
- о сокращении церковных служб для «избежания в молитве язычес­ко­го многоглаголания»;
- об отмене составленных в позд­ней­шее вре­мя стихир, канонов, тро­па­рей;
- о назначении вместо вечерен и все­нощных кратких молений с по­уче­ниями народу;
- о прекращении содержания мо­на­хам;
- о дозволении выбирать из свя­щен­ников епископов без пост­ри­же­ния в монаше­ство и разрешении епис­копам проводить брачную жизнь;
- о разрешении духовенству но­сить «пристойнейшее» (?!) платье;
- об отмене поминовения умер­ших, будто бы дающего простым лю­дям лишний повод к вере в мы­тар­ства, а попам к вымогательству;
- о дозволении браков свыше трёх;
- о запрещении причащать мла­ден­цев до 10 лет, пока не научатся ве­ре.
(Георгий Кочетков в своей красе! - ред.)

Священный Синод к счастью, от­кло­нил эти предложения, но сам факт их постановки говорит о мно­гом.

Другого обер-прокурора, бри­га­ди­ра Чебышева, описывает Фонви­зин:
"Он был совершенно неверу­ю­щий человек и, служа обер-про­ку­ро­ром, решался открыто, например, пред публикою в Гостинном дворе, за­являть о своем неверии в бытие Божие; в присутствии членов Си­но­да говорил «гнилые слова», и, поль­зуясь своею властью, задер­жи­вал издательство сочинений, на­прав­­ленных против распространяе­мо­го тогда модными писателями не­­­ве­рия. И эти люди были по­став­ле­ны государством для управления Цер­ковью!"

Но самыми ужасными проявле­ни­я­ми церковной политики Екате­ри­ны было отобрание в казну монас­тыр­­ских земель и введение монас­ты­р­ских штатов. Таким образом, от монастырей были отобраны их вла­де­ния, а правительством было оп­ре­делено точно, сколько может быть в данном монастыре иеро­мо­на­хов, иеродиаконов и монахов, ко­то­рым было положено от государ­с­тва жалованье, притом очень ми­зер­ное. Монастыри, оставшиеся за шта­том за неимением средств к су­щес­твованию, должны были за­крыть­ся.

До введения штатов в Вели­ко­рос­сии было 732 мо­настыря мужских и 222 женских. Штатами же по­ло­же­ны были 161 монастырь муж­с­кой и 39 женских. Из 954 раньше существовавших монастырей про­чер­ком пера было осу­ждено на уни­ч­то­жение 754, осталось двести, лишь пятая часть Русских монасты­рей! Тогда же без разрешения импе­рат­рицы было запрещено открывать но­вые монастыри. Здания закры­вав­шихся монастырей обращались в казармы, госпитали, дома для су­ма­сшедших и т. п. (Кто после этого ки­нет камень в большевиков? У них есть достойные учителя - «Право­с­лавные» цари и царицы, правда, воспитанные на масонских иде­а­лах).

"До сих пор нельзя без чувства ве­ли­чайшей скорби вспомнить об уни­ч­тожении 4/5 Русских монас­ты­рей!
- восклицает Е. Поселянин, - за­пустели места, освященные под­ви­гами и благодатью святых, озна­ме­нованные стремлением к ним усер­дия народного. И если немногие из этих обителей потом были вос­становлены, то большая их часть запустела навсегда".

Но ради чего нужно было уст­ра­и­вать такой разгром? Какую пользу по­лучило от этого государство? Мож­но сказать, что никакую. Цер­ков­ная, а вернее антицерковная, по­ли­тика Екатерины стала приносить до 4 000 000 рублей годового дохо­да. Из них на содержание Церкви вы­делялась лишь одна восьмая часть. Но вскоре подавляющая часть монастырских имений была роз­дана фаворитам императрицы. Так что вышеописанные события вер­нее было бы называть ограбле­ни­ем Церкви группой частных вы­со­копоставленных лиц с целью лич­ного обогащения. Выражаясь современным языком - прива­ти­за­ция по Чубайсу.

Е. Поселянин пишет: «…Здесь бы­­ло нарушено право собствен­но­с­ти и воля тех отдельных лиц, из по­жертвований которых сложи­лись церковные имущества. Bсе эти имения были оставляемы боль­шею ча­с­тью по духовным, на помин ду­ши в излюбленном жертвователем мо­настыре; и эта последняя воля уми­рающих не подлежала ни­ка­ко­му изменению. Между тем не толь­ко эти усердные жертвы Церкви бы­ли отобраны для целей мира, но и са­мый помин души не мог более про­должаться, за упразднением са­мих обителей».

Захват церковных имений, как вер­но определил Пушкин, «нанёс­ си­льный удар по просвещению на­ро­да». Да и до просвещения ли и бла­­готворительности было Церкви, ес­­ли священники в штатных собо­рах и церквах получали по 20 руб­лей в год? Плата за исполнение треб бы­ла нищенская: 10 копеек за сва­дь­бу, 10 копеек за панихиду, 3 ко­пей­ки за крестины и т.д. Лишённая сво­их имений Церковь испытывала бо­льшую нужду в средствах. Строительство новых церквей, церков­ных школ и семинарий прекра­ти­лось, так как и существующие не на что было содержать. Церкви, со­бо­ры, школы, семинарии, архи­ерей­­ские дома приходили во все боль­шее разрушение. Воспитан­ни­ки духовных семинарий жили впрого­лодь, преподавание в них было по­ставлено плохо, так как не было средств на оплату учителей и по­куп­ку учебных пособий.

Это было тогда, когда Потемкину по простой записке из Казначейства вы­давалась сотня тысяч рублей на раз­ные прихоти. Разбрасывая мил­ли­оны рублей своим любимцам, представителям знати, Екатерина ску­пилась отпускать деньги на ду­хов­ные учебные заведения. Да и на ре­лигиозное воспитание учащихся в казенных школах не только не об­ра­щалось внимания, а, наоборот, ему власти, по указке сверху, пре­пят­ствовали. Принимались меры и к тому, чтобы духовные лица не обу­чали детей на дому и при цер­квях.

                                                         ***

Имя митрополита Арсения было из­вестно Екатерине Второй ещё до её восшествия на престол. Ещё в цар­ствование Елизаветы Петровны прин­ципиальный и жёсткий ха­рак­тер Ростовского Владыки давал о се­бе знать. Всем был известен слу­чай, когда, назначенный членом Свя­щенного Синода, он не являлся в Синод для принесения установ­лен­ной присяги. Он находил несо­г­ласными с требованиями своей со­вес­ти следующие входящие в неё сло­ва: «Исповедаю же с клятвою край­няго судию духовныя сея кол­ле­гии быти самую Всероссийскую Мо­нархиню, Государыню нашу». Мит­рополит указывал, что выра­же­ние это неправильно, так как един­с­твенный крайний судия и глава Цер­кви есть Христос. Он заявил Си­но­ду, что «подал Императрице пись­менное справедливое, по хри­сти­анской совести, донесение, к ко­то­рому ничего прибавить не мо­жет». В нём пояснял, почему не мо­жет принять присяги. Набожная им­ператрица Елизавета Петровна, с пониманием отнеслась к поступ­ку владыки, и для него это не имело серь­ёзных последствий.

Вместе с митрополитом Амвро­си­ем (Юшкевичем) митрополит Ар­­сений подал императрице Ели­за­вете Петровне записку с проек­том восстановления патриаршества - «О благочинии церковном», где до­казывал, что Синод не имеет ка­но­нической основы без Патриарха. За­писка явилась первым открытым про­тестом против синодальной сис­темы.

На коронацию Екатерины Второй мит­рополит Арсений приглашён не был, хотя занимал одну из самых зна­чительных кафедр - Ростовскую и Ярославскую. Это было первым вы­ражением недоброжелательства со стороны Екатерины к владыке Ар­сению. С первых дней царство­ва­ния императрица считает Рос­тов­с­кого митрополита своим личным вра­гом. По-видимому, она пони­ма­ла, что против её антицерковной по­литики если кто-то и будет высту­пать, то в первую очередь, прин­ципиальный и бескомпромиссный мит­рополит Арсений. Так оно и про­изошло.

Ростовский владыка считал своим дол­гом, хотя и без особой надежды на успех, ратовать за правду и, це­ною собственной участи, стоять до кон­ца за интересы Церкви. В пылу не­годования, митрополит Арсений по­давал в Священный Синод один про­тест за другим против отнятия у монастырей вотчин и вмеша­тель­с­тва светских людей в духовные де­ла. Мусина-Пушкина, бывшего пре­зидента Коллегии Экономии, он на­зывал «турком». «Горе нам, бед­ным apxиeреям, - писал он, - яко не от поганых, но от своих, мнящихся бы­ти овец правоверных, толикое му­чительство претерпеваем».

В Неделю Православия, когда пре­даются анафеме враги Церкви, он к обычному чиноположению при­бавил «анафему обидчикам церк­вей и монастырей».

Все это не могло остаться незаме­чен­ным Императрицей, и в Синоде бы­ло назначено расследование дела о митрополите Арсении. Императ­ри­ца сделала распоряжение, чтобы Синод сам судил «своего сочлена, как злонамеренного и преступ­ни­ка».
В середине марта у себя в Ростове мит­рополит Арсений, пришедши в свои покои от вечерни, сказал ке­лей­нику: «Не запирай ворота на ночь! Гости будут ко мне в пол­ночь!»  Келейник остался в недоу­ме­нии.

Действительно, в полночь прибыл к нему офицер гвардии Дурново и по­просил благословения.
- Я уже не архиерей, - ответил про­зорливый владыка, - и не бла­го­словил его.

Митрополиту не позволили даже при­ложиться к мощам и иконам в со­боре и спешно препроводили в Мо­скву. В Москве он был, как го­су­дарственный преступник, заклю­чён под крепкою стражею в Симо­нов мо­настырь.

Вскоре в присутствии императ­ри­цы владыка был допрошен. При этом он говорил столь резко, что Ека­терина зажала себе уши, а ему са­мому «заклепали рот». Неко­то­рые церковные историки вскользь на­мекают на то, что возможно в об­ли­чении Императрицы Ростовский мит­рополит касался не только во­про­сов проводимой ей политики, и что среди причин ненавидеть вла­ды­ку, были и причины подобные тем, по которым Иродиада через свою дочь испросила на блюде го­ло­ву Иоанна Крестителя.

14 апреля состоялось заседание Си­нода, на котором владыку Ар­се­ния­ допрашивали вторично. И тут он был непоколебим и, вероятно, не сте­снялся в выражениях. Окончательным решением суда, принятым при активном участии императ­ри­цы, - было снятие сана и ссылка в от­далённый монастырь без права пись­менного и словесного обще­ния.

Сан с Ростовского митрополита сни­мали в Крестовых Патриарших па­латах. Туда были допущены лишь мо­нахи и белое духовенство. Толпы же народа запрудили пространство вокруг Синодальнаго двора, так что и солдаты не могли их разогнать.

"Арсений явился на последний над ним земной суд, как на слу­же­ние, - пишет Е. Поселянин, -  на нём бы­ла архиерейская с источни­ками ман­тия, омофор, белый клобук, на гру­ди панагия, в руке он держал ар­хи­ерейский посох. Когда был про­ч­тён указ, лишавший его сана - один за другим члены Синода стали сни­мать с него облачение: один - мит­ро­поличий кло­бук, другой - омо­фор, третий отобрал посох. Все жа­д­но следили за ним, выражением лица его, словами его, чтобы донес­ти императрице, которая чрезвы­чай­но интересовалась всеми под­роб­ностями этого дела.

Негодующий митрополит тут же пред­сказал разоблачавшим его ар­хи­ереям их плачевную участь. Ди­мит­рию Сеченову он предсказал, что тот задохнется собственным языком; Амвросию Зертис-Ка­мен­с­кому - смерть от руки мясника: «Те­бя, яко вола убиют»; епископу Псков­скому Ге­деону: «Ты не уви­дишь своей епархии». Замечате­ль­но, что слова Арсения сбылись в точ­ности над его судьями.

Митрополит Новгородский Ди­мит­рий, награждённый из числа отоб­ранных тысячею душ, леле­яв­ший в себе мечту о получении сана мит­рополита всероссийского, умер в ужасных страданиях: действи­те­ль­но, его задушила страшная опу­холь языка. Архиепископ Мос­ков­с­кий Амвросий убит во время мос­ко­вской чумы взбунтовавшимся на­ро­дом, от которого тщетно искал спа­сения в Донском монастыре. Епи­скоп Псковский Гедеон, вскоре по­сле осуждения Apceния, был уда­лён по Высочайшему повелению в свою епapxию и умер по дороге, не до­ехав до Пскова».

Вдобавок ко всему через два ме­ся­ца после вышеописанных со­бы­тий рухнула церковь Трех Свя­ти­те­лей, смежная с Крестовой Палатой, где осудили владыку Арсения. Это со­бытие окончательно утвердило в на­роде веру в неправедный суд над свя­тителем.

Сослали митрополита Арсения под Архангельск в Никольский мо­нас­тырь. В монастыре к нему от­но­сились с большим почтением: его считали мучеником, страдаль­цем за правду, монахи брали у него бла­гословение, а архимандрит-на­сто­ятель относился к нему как к архиерею.

Одна­ко в 1767 году два монаха со­ста­вили донос императрице Ека­те­ри­не Второй, в котором оговорили ссыль­ного владыку в том, что он бра­нил Синод. Делу был придан политический вид, и последовал со­от­ветствующий приговор - лишить мо­нашеского чина, снять все мона­шес­­кое облачение, расстричь, пере­о­деть в мирскую одежду, переи­ме­но­вать оскорбительным именем (Ан­дреем Вралем) и послать на веч­ное заточение в Ревель. Когда вла­ды­ке Арсению объявили указ, ли­шав­ший его монашества, он не вы­мол­вил ни слова. С него сняли ино­чес­кую одежду, клобук, и вместо них надели арестантскую сермягу и треух.

                                                         ***

Когда владыку Арсения на пути к месту его пожизненного заточения про­возили через Москву, Императ­ри­ца была в первопрестольной, и по­желала видеть этого человека, с та­кой страстью ею ненавидимого.


Екатерина Вторая

Устроили так, что арестованного про­возили садом Головинского двор­ца, и сделали там остановку. Так в последний раз встретились эти два человека. Митрополит Ар­се­ний, теперь уже Андрей Враль, си­дел на лавке и дремал, склонив го­лову на грудь. Императрица подо­ш­ла к нему и пристально на него по­смотрела. Арестант не поднял глаз, но произнёс какие-то слова. Им­ператрица изменилась в лице, за­жа­ла уши и быстро отошла от него. Го­ворят, Государыня услышала, что она не удостоится христианской кон­чины.

                                                             ***

Спустя почти четверть века после смер­ти митрополита Ростовского Ар­сения, Императрица Екатерина Вто­рая в свою очередь предстала на суд Божий. Вечером 4 ноября 1796 го­да Екатерина собрала интимный кру­жок в Эрмитаже, была очень ве­се­ла весь вечер и смеялась шуткам На­рышкина. Однако она удалилась ра­ньше обыкновенного, говоря, что у неё от смеха поднялась колика. На другой день Екатерина встала в свой обычный час, побеседовала с фа­воритом, поработала с секре­та­рём и, отпустив последнего, при­ка­зала ему подождать в прихожей. Он прождал необыкновенно долго и начал беспокоиться. Через полчаса верный Зубов решил заглянуть в спальню. Императрицы там не бы­ло; не было и в туалетной комнате. Зу­бов в тревоге позвал людей; по­бе­жали в уборную и там увидели императрицу недвижимую, с по­крас­невшим лицом, с пеною у рта и хрипящую предсмертным хри­пом.

Екатерину перенесли в спаль­ню и уложили её на полу. Она со­про­тивлялась смерти ещё около по­лу­тора суток, но так и не пришла в се­бя и скончалась утром 6 ноября.

                                                            ***

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 готов вынес Определение, отменяющее решение синодального суда о лишении митрополита Арсения епископского сана, а Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил Владыку к лику святых как «ревностного святителя Церкви, принявшего мученическую смерть за Христа и Его Церковь».


Собор в Таллинне, где лежат мощи Митрополита Арсения



Святитель Арсений значится в сонме святых Ростовских и святых земли Эстонской, память его совершается 13 марта.

Я.В. Ушаков

Дата публикации: 04.01.2008
Прочитано: 1805 раз
Дополнительно на данную тему
<Font face=Times size=4 color=red>-Воскрешающая Русь- или -церковь апостола Путина-</font>-Воскрешающая Русь- или -церковь апостола Путина-
<Font face=Times size=4 color=red>Первые плоды оранжевой революции</font>Первые плоды оранжевой революции
<Font face=Times size=4 color=red>Ждёт ли Россию оранжевая революция?</font>Ждёт ли Россию оранжевая революция?
<Font face=Times size=4 color=red>Чеченский учитель бесчинствует в Москве</font>Чеченский учитель бесчинствует в Москве
<Font face=Times size=4 color=red>Геноцид Русских. Его умудрились не заметить ни политики, ни правозащитники</font>Геноцид Русских. Его умудрились не заметить ни политики, ни правозащитники
<Font face=Times size=4 color=red>Нет больше той любви</font>Нет больше той любви
[ Назад | Начало | Наверх ]
Православный календарь на одной странице
Главная | Новости | Журнал НАБАТ | Рекомендовать | Обратная связь

Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.
News RSS
Anti Spam
Каталог Православное Христианство.РуРУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Православие, самодержавие, народностьКаталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернетRegistered in Aport Catalog
Кольцо Патриотических Ресурсов