Чёрная Сотня
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Оглавление
















СТАРЫЙ САЙТ

Архив газеты
"ЧЁРНАЯ СОТНЯ"

Друзья:
Официальный сайт Московского Патриархата

Хроника военной спецоперации

Русская народная линия

Радио Радонеж

НОВОРОССИЯинформ

Русский вестник

Русская весна. Борьба за Новороссию

Русское Воскресение

Каталог Православное Христианство.Ру

Телеграмм-канал Владимира Рогова - администрация Запорожской области

Телеграмм-канал Администрации Херсонской области

Покупай у своих

Телеканал Царь-град
Наша страница в Телеграме

Наша страница Вконтакте

Баннер с Имперским флагом для скачивания

10 декабря 1905 года первый раз вышла в свет православно-монархическая газета "Русское знамя" под руководством Александра Ивановича Дубровина. Издатель газеты вспоминал в 1910 году: «Вскоре по образовании Союза всеми первыми его членами была сознана необходимость в собственной газете. Мысль эту я решил осуществить во что бы то ни стало. Не имея ровно никакого понятия о газетном деле, я обратился к Ивану Сергеевичу Дурново с просьбой помочь осуществить нашу мысль. Иван Сергеевич изъявил согласие принять на себя редактирование газеты... Получив разрешение на издание «Русского знамени», мы тотчас же приступили к осуществлению заветной мысли — выпуску 1-го номера газеты. Откровенно сознаюсь, я с особым трепетом относился к делу, смотрел на него как на нечто священное...».

Действительно, в первом номере, в котором было опубликовано Обращение СРН (Союза Русского Народа ) «К русской армии», издатель осторожно сообщал, что газета будет выходить еженедельно или по мере накопления материала. Однако успех превзошел все ожидания, и уже с 1906 газета начала выходить ежедневно. В объявлении о подписке на газету указывалось, что «Русское знамя» является «органом, стоящим исключительно на народной почве в смысле внутреннего и внешнего единства всех ветвей великого русского племени, равноправие с которым в государстве может быть даровано инородцам лишь под условием их внутреннего единения с Русским Народом и полного проникновения интересами нашей государственности».

Скоро «Русское знамя» стало самой популярной монархической газетой, ее тираж в разное время колебался от 3 тыс. до 14,5 тыс.экз. Газета выходила под девизом «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество нераздельное и Россию для Русских».

После И.С. Дурново редакторами газеты были видные деятели Союза - А.И. Дубровин, А.И. Тришатный и П.Ф. Булацель. «Русское знамя» в разное время редактировали секретарь СРН М.Н. Зеленский, А.В. Ососов, Е.А. Полубояринова, Е.Д. Хоменков, С.С. Потапочкин, Ф.Д. Клюев, В.А. Богданов. Самое продолжи¬тельное время во главе газеты стояли А.И. Дубровин, неоднократно совмещавший обязанности издателя и редактора, Н.И. Еремченко (1910–1912) и последний редактор «Русского знамени» М.П. Петров (1912–1913, 1915–1917).

Газета издавалась в основном на личные средства богатой купчихи Е.А. Полубояриновой, которая как-то заявила, что, пока она жива, газета выходить будет, и от слова своего не отступала.

Газета живо откликалась на все животрепещущие вопросы современной жизни. Так, зимой и летом 1909 в Петербурге бушевала холера, бывало, что в день умирало по 60 человек. В канун Рождества санитарный врач Оппенгейм поехал просить митрополита Антония (Вадковского), чтобы он распорядился освящать только кипяченую воду. Владыка принял, что называется, «соломоново решение», благословив всех священников, которые этого пожелают (возможно, надеясь, что таковых не окажется), кипятить воду перед освящением. Сам он освятил в Лавре воду из Невы и первый выпил стакан, подавая пример маловерам. Однако, как с прискорбием отмечало «Русское знамя», священников, кипятивших воду перед освящением, оказалось в Петербурге немало. Эту тему смаковала на потеху иноверцам и инородцам либеральная пресса. А орган СРН ставил в пример крепость и силу веры у старообрядцев, где не возникло даже вопроса о необходимости кипячения воды. Излюбленным занятием левых газет была публикация всевозможных слухов и сплетен о грядущих назначениях, которые будоражили общественность, особенно чиновничество. Многие из этих слухов были совершенно безосновательными и, чтобы противостоять этой кампании нездоровых слухов, 1 февраля 1909 года было учреждено Осведомительное Бюро «Русского знамени», публиковавшее опровержения слухов левых газет о будущих назначениях, а также собственную информацию конфиденциального характера.

С началом распрей внутри СРН газета стала предметом борьбы «дубровинцев» и «марковцев». До 1910 «Русское знамя» официально именовалось вестником СРН, однако 23 мая 1910 «обнов-ленный» Главный Совет Союза Русского Народа принял решение не считать более газету, издаваемую А. И. Дубровиным, вестником СРН и учредить собственный орган именно с таким названием — «Вестник Союза Русского Народа».

«Русское знамя» существовало в непростых условиях, подвергаясь нападкам как либерально-революционных, так и со стороны государства. Выпуск газеты пришлось даже на время приостановить. На издание налагались штрафы за «непозволительные резкости», делались официальные предупреждения, подвергались арестам отдельные номера. Уже 28 февраля 1906 года полиция провела первый обыск в редакции, правда, тогда разыскивалась брошюра А.М. Лаврова «Воззвание к Русскому Народу. Причина несчастий России. Меры к пресечению зла от евреев». А 2 декабря 1910 к 5-летнему юбилею газеты была опубликована совсем не юбилейная грустная заметка Н.Полтавца (Н. И. Еремченко) «Тернистый путь. Формуляр «Русского знамени» (Графа взыскания)». В заметке сообщалось, что за 5 лет на газету налагалось 6 штрафов на весьма внушительную сумму в 11 тыс. руб., орган СРН получил 13 предупреждений и обращений внимания, 18 номеров газеты было изъято (правда, 8 арестов было через несколько дней отменено). Правда, свою заметку Еремченко завершал на оптимистической ноте: «Пожмите, читатель, нам руку крепким, надежным, верным, черносотенным рукопожатием, и бодро, смело и радостно взглянем в будущее, верные нашим заветам: обожаемому Государю Императору, Вере Христовой Православной и Великой неделимой России. Будущее, воплощенное в торжестве этих начал, в торжестве правды — за нами!»

Газета осталась верной своим принципам и продолжила борьбу с врагами Веры, Царя и Отечества. С началом Первой Мировой войны цензурные гонения на «Русское знамя» особенно ужесточились.

После сближения А.И. Дубровина и Н.Е. Маркова в 1916 газета стала выходить с подзаголовком «Вестник Союзов Русского Народа». Однако одновременно в 1916 году «Русское знамя» переживало значительные материальные трудности, газета стала выходить на двух полосах, вместо обычных четырех. Главная мысль, которую старалось довести «Русское знамя» до общества была выражена в одной из передовиц: «Когда же восторжествует у себя сама Россия? Когда же, наконец, русский мужик осенит себя православным крестом и скажет: «Пора приняться и за русское дело?»». В объявлении о подписке на 1917 подчеркивалось, что «Русское знамя», «будучи верным истолкователем великих начал, исповедуемых Союзом Русского Народа, ставит своей ближайшей задачей правдивое и беспристрастное изложение и освещение текущих событий, строго обоснованное разоблачение злоупотреблений, беззаконий и произвола чиновников и общественных деятелей и выяснение истинных нужд Государства и Русского Народа, права которого умышленно попираются в угоду инородцам».

Незадолго до начала беспорядков 24 февраля в «Русском знамени» была опубликована статья А.Тинякова «Очередная задача», которая была посвящена близкому окончанию войны и будущему мирному конгрессу. Издатель и редакция газеты чувствовали приближение революции и, понимая, кто станет ее главными действующими лицами, предупреждали благонамеренную часть общества об опасности. 5 февраля 1917 в статье «Защищаться надо», подписанной псевдонимом Орион, говорилось: «Если мы не сорганизуем отпор, скорая политическая катастрофа обрушится на Россию всей своей тяжестью и задавит, похоронит под собою многое, если не всё».

Статьи

14
-Золотой век- Екатерины Второй
В начале января 1768 года в город Ревель (ныне Таллин) в обстановке строжайшей секретности был доставлен узник, именовавшийся как Андрей Враль. Находясь на пути в Ревель, ссыль­ный упросил охрану остановиться у ближайшей церкви для того, что­бы исповедоваться и причаститься. Как и был, в простой арестантской одеж­де, ссыльный прошёл в храм, пря­мо в алтарь. Вдруг присутствовавший в храме народ стал недо­у­мен­но перешептываться и кивать в сторону Царских врат. Посмотрев ту­да, конвоиры оцепенели.

В начале января 1768 года в город Ревель (ныне Таллин) в обстановке строжайшей секретности был доставлен узник, именовавшийся как Андрей Враль.

Находясь на пути в Ревель, ссыль­ный упросил охрану остановиться у ближайшей церкви для того, что­бы исповедоваться и причаститься. Как и был, в простой арестантской одеж­де, ссыльный прошёл в храм, пря­мо в алтарь. Вдруг присутствовавший в храме народ стал недо­у­мен­но перешептываться и кивать в сторону Царских врат. Посмотрев ту­да, конвоиры оцепенели. Вместо арес­танта Андрея Враля, у престола при­чащался, как священнослужи­тель, человек в богатом, сверкающим золотом, архиерейском обла­че­нии. Предупрежденные об опасном и хитром арестанте, конвойные не на шутку перепугались случив­ше­му­ся и чуть было не бросились в ал­тарь, но вскоре успокоились, когда уви­дели вновь Андрея Враля в прежней арестантской одежде, направ­ляв­­шегося к выходу. Слухи об этом чу­десном происшествии поползли по России, передаваясь народом из уст в уста; народ в молву о чуде ве­рил и истолковывал происшествие, как заступничество Божие за невинно осуждённого.

Императрице Екатерине Второй бы­ло доложено о происшествии, она всерьёз его не приняла и от­пи­са­ла коменданту Ревеля, своему со­оте­­чественнику немцу Тизенгаузену:
"У нас в крепкой клетке есть важ­ная птичка. Береги, чтоб не уле­те­ла. Надеюсь, что не подведёшь се­бя под большой ответ. Народ очень по­чи­тает его исстари, и привык счи­тать своим. А он больше ничего, как превеликий плут и лицемер".

Во время отправки к месту его за­клю­­чения охране было предписано: "се­­кретно в закрытых санях, ни­ко­му не показывать, разговоров с ним ни­­каких не иметь, об имени и сос­то­­янии не спрашивать, и миновать Пе­­тербург как можно скорее".

Всё это время узника тщательно ох­­раняли и никого к нему не до­пус­ка­ли. Охране было строго настрого за­прещено разговаривать с заклю­чён­ным. При попытке узника заго­во­рить, караульным было предпи­са­но вставить ему пыточный кляп, ко­торый для угрозы велено было дер­жать на виду в каземате.

По приезде таинственный узник был заточён в каземате башни Грос­штан­порт, который более был по­хож на сырую каменную могилу раз­ме­ром два на три метра. Здесь ему предстояло провести, заживо по­гребённом в каменном гробе, долгие пять лет.

Донесения, посылаемые в Пе­тер­бург, о том, что «известный арес­тант» содержится по инструкции и ве­дёт себя тихо, совсем не успока­и­ва­ли Императрицу. Напротив, её не­на­висть к узнику только усили­ва­лись.

С 1771 года Андрей Враль был фак­тически заживо погребён (пого­ва­ривали, что по высочайшему рас­по­ряжению из Петербурга) - дверь бы­ла заложена кирпичами, оста­лось только окошечко, в которое ему подавали пищу. Узнику от­ка­за­ли в одежде и сносной еде.

Лишь только в его предсмертный час (в феврале 1772 года) Екатерина Вто­рая разрешила допустить к уз­ни­ку священника, с которого было пред­писано взять подписку, что он ни­чего не расскажет впоследствии под страхом смерти. Священник тер­пеливо ждал, пока охранники очи­щали дверной проём от кир­пич­ной кладки и с трудом пытались от­крыть тяжелую железную дверь, не от­крывавшуюся более года. Когда, на­конец, дверь со скрипом отво­ри­лась, и на священника из камен­ного каземата пахнуло сыростью и хо­лодом, он ступил внутрь. Через мгно­вение он в страхе выбежал из ка­меры.

- Вы мне говорили, что надо ис­по­ведовать и приобщить пре­ступ­ни­ка, а предо мною стоит на коленях ар­хипастырь в полном облачении! - почти кричал он.

Через несколько минут, придя в се­бя, священник в сопровождении при­става снова вошёл в каземат. На кой­ке лежал арестант. Он при­под­нял­ся и сказал духовнику:
- Сын мой, пред тобою не митро­по­лит, а недостойный раб, идущий от­дать отчёт Господу Богу в своей жиз­ни. Виденное тобою чудо есть зна­мение Господне неизреченной ми­лости Божией: это значит, что ду­ша моя скоро отлетит от скорбного те­ла.

Напутствовав страдальца, свя­щен­­ник попросил у него благосло­ве­ния себе. Умирающий дал ему мо­лит­венник, на котором была над­пись: «Смиренный митрополит Рос­товский Арсений».

Через день земные страдания арес­танта прекратились. В тот же день он был погребен в Русской Ни­ко­льской церкви.

Одежду, оставшуюся после узника, бы­ло велено раздать нищим. Кни­ги: Евангелие, Псалтирь и святцы - от­дать духов­нику почившего, Ни­коль­скому священнику Кондратову, ко­торый исповедовал узника перед смер­тью.

Затем со священника и всей ко­ман­­ды была взята под­писка - до кон­ца жизни молчать обо всем этом под угро­зою смертной казни.

Были приняты все меры, чтобы из­гладить память о несчастном. Ос­та­лась только надпись, выцарапан­ная гвоздем на стене каземата:
"Бла­го, яко смирил мя еси, Го­спо­ди!"


"Большие морские ворота". Здесь узник провёл последние пять лет жизни

                                                       ***

Митрополит Арсений (Александр Иванович Мацеевич) родился в 1697 году во Владимире-Волын­с­ком в семье священника. «Лич­ность Арсения до сих пор остается неразгадан­ной, - пишет Е. Су­ма­ро­ков в «Лекциях по истории Русской Цер­кви», - верно одно - это была ис­ключи­тельная личность и, как это ча­сто бывает в Русской действи­те­ль­­ности, личность непонятная со­вре­менникам и загадочная по­том­кам. Митрополит Арсений происходил из польской шлях­ты, обра­зо­ва­ние получил в Киевской ака­де­мии. При неиссякаемом запасе энер­гии, жизнь Арсения была сплош­ной горячкой дела, самого разнообразного. Сперва он выде­лил­ся на поприще экзаменатора став­ленникам по Московской епар­хии, затем был участником Кам­чат­с­кой экспедиции 1734 - 36 годов, сопровождая её в качестве судового иepo­монaxa.

В 1738 году был законоучителем Ака­демии Наук... В 1741 году был на­значен на Тобольскую кафедру, а на следующий год переведён в Рос­тов. Он участвовал в короновании на царство Императрицы Елизаветы Пе­т­ровны, был назначен членом Свя­щенного Синода.

На Ростовской кафедре его де­я­тель­ность также была весьма раз­но­образной.  «Без всякого похлеб­с­тва», борется он с расколом; буду­чи страстным любителем лошадей, которых у него было до шестисот, зор­ко присматривал за конскими за­во­дами, не брезгуя никакой ра­бо­той; объезжал епархию, «обирал се­реб­рянныя и жемчужныя укра­ше­ния на обогащение ростов­ской цер­к­ви».


Митрополит Ростовский Арсений

Архимандрит Константин (Зай­цев), отмечая архипастыр­скую рев­ность митрополита Арсения, так оп­ре­деляет его: «Он, дей­ствитель­но, высоко поднимает уровень цер­ков­ной жизни. Вели­кое событие со­вер­шается при нём: открытие мо­щей святителя Димитрия Ростовс­ко­го. Возникает при нём семинария Яро­славская. Суро­вость его требо­ва­ний по отношению к духовенству сгла­живается справедливостью этих требований, личной нестяжатель­ностью Вла­дыки и высоким стро­ем его жизни. Много внимания уде­ляет он хозяйственной жизни епар­хии, обладательнице огромных вот­чин».

"Теперь не трудно видеть, - пи­шет Е. Поселянин, - что в основе да­же тех сторон его характера, ко­то­рые вызывали к нему ненависть не­которых властных современ­ни­ков - лежит благородство, страс­т­ная преданность Церкви, служению ко­торой он себя посвятил. Исто­ри­ки говорят о противоречивости лич­но­сти Ростовского митрополита и пра­ктически все отмечают крутой нрав владыки. Но во многом бла­го­да­ря своему жестокому, бескомпро­мис­сному характеру, митрополит Ар­сений оказался в числе тех не­мно­гих архиереев, которые дерзну­ли возвысить голос в защиту Цер­к­ви, притесняемой светскими влас­тя­ми. И на пути отстаивания инте­ре­сов Церкви ничто не могло ос­та­но­вить митрополита Арсения: ни ли­шение сана, ни ссылки, ни уни­же­ния, ни, наконец, заточение в ка­мен­ном мешке Ревельского казема­та. Народ, чуткий в различении лю­дей, в особенности же Божьих лю­дей, признал его великим стра­да­ль­цем. А та сила воли, с какой он пе­ренёс свой тяжкий крест, та тя­жё­лая драма души, которая из влас­то­любивого человека выработала тер­пеливого узника, начертавшего на стене своего каменного гроба бессмертные слова: «Благо, яко сми­рил мя еси, Господи!» - дают ему мес­то не только среди замечатель­ных, но и среди праведных людей сво­его времени".

                                                ***

Екатерина Вторая, также, как Пётр Первый, перестала считаться с мнением иерархов Православной Цер­кви и начала поступать так, как это ей казалось выгодным в целях укрепления власти.

"Императрица, прославившаяся внеш­ними законами и внешним го­су­дарственным строительством, по от­ношению к Церкви Православ­ной, и особенно монастырям, была великой разорительницей и гони­тель­ницей, - пишет Епископ Сера­фим в книге «Одигитрия Русского За­рубежья». - В этом отношении она продолжала такую же политику Петра Первого, только в значи­тель­но большей степени".

В течение 10 лет (1763 - 1774 го­ды) два синодских обер-прокурора вы­с­казывали в высшей степени стран­ное отношение к Право­сла­вию. Первый из них, Мелиссино, ста­вил следующие вопросы по ре­фор­мированию церковной жизни:
- об ослаблении и сокращении по­стов;
- об уничтожении суеверий ка­са­тель­но икон и мощей;
- о запрещении носить образа по до­мам;
- о сокращении церковных служб для «избежания в молитве язычес­ко­го многоглаголания»;
- об отмене составленных в позд­ней­шее вре­мя стихир, канонов, тро­па­рей;
- о назначении вместо вечерен и все­нощных кратких молений с по­уче­ниями народу;
- о прекращении содержания мо­на­хам;
- о дозволении выбирать из свя­щен­ников епископов без пост­ри­же­ния в монаше­ство и разрешении епис­копам проводить брачную жизнь;
- о разрешении духовенству но­сить «пристойнейшее» (?!) платье;
- об отмене поминовения умер­ших, будто бы дающего простым лю­дям лишний повод к вере в мы­тар­ства, а попам к вымогательству;
- о дозволении браков свыше трёх;
- о запрещении причащать мла­ден­цев до 10 лет, пока не научатся ве­ре.
(Георгий Кочетков в своей красе! - ред.)

Священный Синод к счастью, от­кло­нил эти предложения, но сам факт их постановки говорит о мно­гом.

Другого обер-прокурора, бри­га­ди­ра Чебышева, описывает Фонви­зин:
"Он был совершенно неверу­ю­щий человек и, служа обер-про­ку­ро­ром, решался открыто, например, пред публикою в Гостинном дворе, за­являть о своем неверии в бытие Божие; в присутствии членов Си­но­да говорил «гнилые слова», и, поль­зуясь своею властью, задер­жи­вал издательство сочинений, на­прав­­ленных против распространяе­мо­го тогда модными писателями не­­­ве­рия. И эти люди были по­став­ле­ны государством для управления Цер­ковью!"

Но самыми ужасными проявле­ни­я­ми церковной политики Екате­ри­ны было отобрание в казну монас­тыр­­ских земель и введение монас­ты­р­ских штатов. Таким образом, от монастырей были отобраны их вла­де­ния, а правительством было оп­ре­делено точно, сколько может быть в данном монастыре иеро­мо­на­хов, иеродиаконов и монахов, ко­то­рым было положено от государ­с­тва жалованье, притом очень ми­зер­ное. Монастыри, оставшиеся за шта­том за неимением средств к су­щес­твованию, должны были за­крыть­ся.

До введения штатов в Вели­ко­рос­сии было 732 мо­настыря мужских и 222 женских. Штатами же по­ло­же­ны были 161 монастырь муж­с­кой и 39 женских. Из 954 раньше существовавших монастырей про­чер­ком пера было осу­ждено на уни­ч­то­жение 754, осталось двести, лишь пятая часть Русских монасты­рей! Тогда же без разрешения импе­рат­рицы было запрещено открывать но­вые монастыри. Здания закры­вав­шихся монастырей обращались в казармы, госпитали, дома для су­ма­сшедших и т. п. (Кто после этого ки­нет камень в большевиков? У них есть достойные учителя - «Право­с­лавные» цари и царицы, правда, воспитанные на масонских иде­а­лах).

"До сих пор нельзя без чувства ве­ли­чайшей скорби вспомнить об уни­ч­тожении 4/5 Русских монас­ты­рей!
- восклицает Е. Поселянин, - за­пустели места, освященные под­ви­гами и благодатью святых, озна­ме­нованные стремлением к ним усер­дия народного. И если немногие из этих обителей потом были вос­становлены, то большая их часть запустела навсегда".

Но ради чего нужно было уст­ра­и­вать такой разгром? Какую пользу по­лучило от этого государство? Мож­но сказать, что никакую. Цер­ков­ная, а вернее антицерковная, по­ли­тика Екатерины стала приносить до 4 000 000 рублей годового дохо­да. Из них на содержание Церкви вы­делялась лишь одна восьмая часть. Но вскоре подавляющая часть монастырских имений была роз­дана фаворитам императрицы. Так что вышеописанные события вер­нее было бы называть ограбле­ни­ем Церкви группой частных вы­со­копоставленных лиц с целью лич­ного обогащения. Выражаясь современным языком - прива­ти­за­ция по Чубайсу.

Е. Поселянин пишет: «…Здесь бы­­ло нарушено право собствен­но­с­ти и воля тех отдельных лиц, из по­жертвований которых сложи­лись церковные имущества. Bсе эти имения были оставляемы боль­шею ча­с­тью по духовным, на помин ду­ши в излюбленном жертвователем мо­настыре; и эта последняя воля уми­рающих не подлежала ни­ка­ко­му изменению. Между тем не толь­ко эти усердные жертвы Церкви бы­ли отобраны для целей мира, но и са­мый помин души не мог более про­должаться, за упразднением са­мих обителей».

Захват церковных имений, как вер­но определил Пушкин, «нанёс­ си­льный удар по просвещению на­ро­да». Да и до просвещения ли и бла­­готворительности было Церкви, ес­­ли священники в штатных собо­рах и церквах получали по 20 руб­лей в год? Плата за исполнение треб бы­ла нищенская: 10 копеек за сва­дь­бу, 10 копеек за панихиду, 3 ко­пей­ки за крестины и т.д. Лишённая сво­их имений Церковь испытывала бо­льшую нужду в средствах. Строительство новых церквей, церков­ных школ и семинарий прекра­ти­лось, так как и существующие не на что было содержать. Церкви, со­бо­ры, школы, семинарии, архи­ерей­­ские дома приходили во все боль­шее разрушение. Воспитан­ни­ки духовных семинарий жили впрого­лодь, преподавание в них было по­ставлено плохо, так как не было средств на оплату учителей и по­куп­ку учебных пособий.

Это было тогда, когда Потемкину по простой записке из Казначейства вы­давалась сотня тысяч рублей на раз­ные прихоти. Разбрасывая мил­ли­оны рублей своим любимцам, представителям знати, Екатерина ску­пилась отпускать деньги на ду­хов­ные учебные заведения. Да и на ре­лигиозное воспитание учащихся в казенных школах не только не об­ра­щалось внимания, а, наоборот, ему власти, по указке сверху, пре­пят­ствовали. Принимались меры и к тому, чтобы духовные лица не обу­чали детей на дому и при цер­квях.

                                                         ***

Имя митрополита Арсения было из­вестно Екатерине Второй ещё до её восшествия на престол. Ещё в цар­ствование Елизаветы Петровны прин­ципиальный и жёсткий ха­рак­тер Ростовского Владыки давал о се­бе знать. Всем был известен слу­чай, когда, назначенный членом Свя­щенного Синода, он не являлся в Синод для принесения установ­лен­ной присяги. Он находил несо­г­ласными с требованиями своей со­вес­ти следующие входящие в неё сло­ва: «Исповедаю же с клятвою край­няго судию духовныя сея кол­ле­гии быти самую Всероссийскую Мо­нархиню, Государыню нашу». Мит­рополит указывал, что выра­же­ние это неправильно, так как един­с­твенный крайний судия и глава Цер­кви есть Христос. Он заявил Си­но­ду, что «подал Императрице пись­менное справедливое, по хри­сти­анской совести, донесение, к ко­то­рому ничего прибавить не мо­жет». В нём пояснял, почему не мо­жет принять присяги. Набожная им­ператрица Елизавета Петровна, с пониманием отнеслась к поступ­ку владыки, и для него это не имело серь­ёзных последствий.

Вместе с митрополитом Амвро­си­ем (Юшкевичем) митрополит Ар­­сений подал императрице Ели­за­вете Петровне записку с проек­том восстановления патриаршества - «О благочинии церковном», где до­казывал, что Синод не имеет ка­но­нической основы без Патриарха. За­писка явилась первым открытым про­тестом против синодальной сис­темы.

На коронацию Екатерины Второй мит­рополит Арсений приглашён не был, хотя занимал одну из самых зна­чительных кафедр - Ростовскую и Ярославскую. Это было первым вы­ражением недоброжелательства со стороны Екатерины к владыке Ар­сению. С первых дней царство­ва­ния императрица считает Рос­тов­с­кого митрополита своим личным вра­гом. По-видимому, она пони­ма­ла, что против её антицерковной по­литики если кто-то и будет высту­пать, то в первую очередь, прин­ципиальный и бескомпромиссный мит­рополит Арсений. Так оно и про­изошло.

Ростовский владыка считал своим дол­гом, хотя и без особой надежды на успех, ратовать за правду и, це­ною собственной участи, стоять до кон­ца за интересы Церкви. В пылу не­годования, митрополит Арсений по­давал в Священный Синод один про­тест за другим против отнятия у монастырей вотчин и вмеша­тель­с­тва светских людей в духовные де­ла. Мусина-Пушкина, бывшего пре­зидента Коллегии Экономии, он на­зывал «турком». «Горе нам, бед­ным apxиeреям, - писал он, - яко не от поганых, но от своих, мнящихся бы­ти овец правоверных, толикое му­чительство претерпеваем».

В Неделю Православия, когда пре­даются анафеме враги Церкви, он к обычному чиноположению при­бавил «анафему обидчикам церк­вей и монастырей».

Все это не могло остаться незаме­чен­ным Императрицей, и в Синоде бы­ло назначено расследование дела о митрополите Арсении. Императ­ри­ца сделала распоряжение, чтобы Синод сам судил «своего сочлена, как злонамеренного и преступ­ни­ка».
В середине марта у себя в Ростове мит­рополит Арсений, пришедши в свои покои от вечерни, сказал ке­лей­нику: «Не запирай ворота на ночь! Гости будут ко мне в пол­ночь!»  Келейник остался в недоу­ме­нии.

Действительно, в полночь прибыл к нему офицер гвардии Дурново и по­просил благословения.
- Я уже не архиерей, - ответил про­зорливый владыка, - и не бла­го­словил его.

Митрополиту не позволили даже при­ложиться к мощам и иконам в со­боре и спешно препроводили в Мо­скву. В Москве он был, как го­су­дарственный преступник, заклю­чён под крепкою стражею в Симо­нов мо­настырь.

Вскоре в присутствии императ­ри­цы владыка был допрошен. При этом он говорил столь резко, что Ека­терина зажала себе уши, а ему са­мому «заклепали рот». Неко­то­рые церковные историки вскользь на­мекают на то, что возможно в об­ли­чении Императрицы Ростовский мит­рополит касался не только во­про­сов проводимой ей политики, и что среди причин ненавидеть вла­ды­ку, были и причины подобные тем, по которым Иродиада через свою дочь испросила на блюде го­ло­ву Иоанна Крестителя.

14 апреля состоялось заседание Си­нода, на котором владыку Ар­се­ния­ допрашивали вторично. И тут он был непоколебим и, вероятно, не сте­снялся в выражениях. Окончательным решением суда, принятым при активном участии императ­ри­цы, - было снятие сана и ссылка в от­далённый монастырь без права пись­менного и словесного обще­ния.

Сан с Ростовского митрополита сни­мали в Крестовых Патриарших па­латах. Туда были допущены лишь мо­нахи и белое духовенство. Толпы же народа запрудили пространство вокруг Синодальнаго двора, так что и солдаты не могли их разогнать.

"Арсений явился на последний над ним земной суд, как на слу­же­ние, - пишет Е. Поселянин, -  на нём бы­ла архиерейская с источни­ками ман­тия, омофор, белый клобук, на гру­ди панагия, в руке он держал ар­хи­ерейский посох. Когда был про­ч­тён указ, лишавший его сана - один за другим члены Синода стали сни­мать с него облачение: один - мит­ро­поличий кло­бук, другой - омо­фор, третий отобрал посох. Все жа­д­но следили за ним, выражением лица его, словами его, чтобы донес­ти императрице, которая чрезвы­чай­но интересовалась всеми под­роб­ностями этого дела.

Негодующий митрополит тут же пред­сказал разоблачавшим его ар­хи­ереям их плачевную участь. Ди­мит­рию Сеченову он предсказал, что тот задохнется собственным языком; Амвросию Зертис-Ка­мен­с­кому - смерть от руки мясника: «Те­бя, яко вола убиют»; епископу Псков­скому Ге­деону: «Ты не уви­дишь своей епархии». Замечате­ль­но, что слова Арсения сбылись в точ­ности над его судьями.

Митрополит Новгородский Ди­мит­рий, награждённый из числа отоб­ранных тысячею душ, леле­яв­ший в себе мечту о получении сана мит­рополита всероссийского, умер в ужасных страданиях: действи­те­ль­но, его задушила страшная опу­холь языка. Архиепископ Мос­ков­с­кий Амвросий убит во время мос­ко­вской чумы взбунтовавшимся на­ро­дом, от которого тщетно искал спа­сения в Донском монастыре. Епи­скоп Псковский Гедеон, вскоре по­сле осуждения Apceния, был уда­лён по Высочайшему повелению в свою епapxию и умер по дороге, не до­ехав до Пскова».

Вдобавок ко всему через два ме­ся­ца после вышеописанных со­бы­тий рухнула церковь Трех Свя­ти­те­лей, смежная с Крестовой Палатой, где осудили владыку Арсения. Это со­бытие окончательно утвердило в на­роде веру в неправедный суд над свя­тителем.

Сослали митрополита Арсения под Архангельск в Никольский мо­нас­тырь. В монастыре к нему от­но­сились с большим почтением: его считали мучеником, страдаль­цем за правду, монахи брали у него бла­гословение, а архимандрит-на­сто­ятель относился к нему как к архиерею.

Одна­ко в 1767 году два монаха со­ста­вили донос императрице Ека­те­ри­не Второй, в котором оговорили ссыль­ного владыку в том, что он бра­нил Синод. Делу был придан политический вид, и последовал со­от­ветствующий приговор - лишить мо­нашеского чина, снять все мона­шес­­кое облачение, расстричь, пере­о­деть в мирскую одежду, переи­ме­но­вать оскорбительным именем (Ан­дреем Вралем) и послать на веч­ное заточение в Ревель. Когда вла­ды­ке Арсению объявили указ, ли­шав­ший его монашества, он не вы­мол­вил ни слова. С него сняли ино­чес­кую одежду, клобук, и вместо них надели арестантскую сермягу и треух.

                                                         ***

Когда владыку Арсения на пути к месту его пожизненного заточения про­возили через Москву, Императ­ри­ца была в первопрестольной, и по­желала видеть этого человека, с та­кой страстью ею ненавидимого.


Екатерина Вторая

Устроили так, что арестованного про­возили садом Головинского двор­ца, и сделали там остановку. Так в последний раз встретились эти два человека. Митрополит Ар­се­ний, теперь уже Андрей Враль, си­дел на лавке и дремал, склонив го­лову на грудь. Императрица подо­ш­ла к нему и пристально на него по­смотрела. Арестант не поднял глаз, но произнёс какие-то слова. Им­ператрица изменилась в лице, за­жа­ла уши и быстро отошла от него. Го­ворят, Государыня услышала, что она не удостоится христианской кон­чины.

                                                             ***

Спустя почти четверть века после смер­ти митрополита Ростовского Ар­сения, Императрица Екатерина Вто­рая в свою очередь предстала на суд Божий. Вечером 4 ноября 1796 го­да Екатерина собрала интимный кру­жок в Эрмитаже, была очень ве­се­ла весь вечер и смеялась шуткам На­рышкина. Однако она удалилась ра­ньше обыкновенного, говоря, что у неё от смеха поднялась колика. На другой день Екатерина встала в свой обычный час, побеседовала с фа­воритом, поработала с секре­та­рём и, отпустив последнего, при­ка­зала ему подождать в прихожей. Он прождал необыкновенно долго и начал беспокоиться. Через полчаса верный Зубов решил заглянуть в спальню. Императрицы там не бы­ло; не было и в туалетной комнате. Зу­бов в тревоге позвал людей; по­бе­жали в уборную и там увидели императрицу недвижимую, с по­крас­невшим лицом, с пеною у рта и хрипящую предсмертным хри­пом.

Екатерину перенесли в спаль­ню и уложили её на полу. Она со­про­тивлялась смерти ещё около по­лу­тора суток, но так и не пришла в се­бя и скончалась утром 6 ноября.

                                                            ***

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 готов вынес Определение, отменяющее решение синодального суда о лишении митрополита Арсения епископского сана, а Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил Владыку к лику святых как «ревностного святителя Церкви, принявшего мученическую смерть за Христа и Его Церковь».


Собор в Таллинне, где лежат мощи Митрополита Арсения



Святитель Арсений значится в сонме святых Ростовских и святых земли Эстонской, память его совершается 13 марта.

Я.В. Ушаков

Дата публикации: 04.01.2008
Прочитано: 1947 раз
Дополнительно на данную тему
<Font face=Times size=4 color=red>-Воскрешающая Русь- или -церковь апостола Путина-</font>-Воскрешающая Русь- или -церковь апостола Путина-
<Font face=Times size=4 color=red>Первые плоды оранжевой революции</font>Первые плоды оранжевой революции
<Font face=Times size=4 color=red>Ждёт ли Россию оранжевая революция?</font>Ждёт ли Россию оранжевая революция?
<Font face=Times size=4 color=red>Чеченский учитель бесчинствует в Москве</font>Чеченский учитель бесчинствует в Москве
<Font face=Times size=4 color=red>Геноцид Русских. Его умудрились не заметить ни политики, ни правозащитники</font>Геноцид Русских. Его умудрились не заметить ни политики, ни правозащитники
<Font face=Times size=4 color=red>Нет больше той любви</font>Нет больше той любви
[ Назад | Начало | Наверх ]
Православный календарь на одной странице
Главная | Новости | Журнал НАБАТ | Рекомендовать | Обратная связь

Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.
News RSS
Anti Spam
Каталог Православное Христианство.РуРУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Православие, самодержавие, народностьКаталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернетRegistered in Aport Catalog
Кольцо Патриотических Ресурсов