Рухнул железнодорожный мост под Мурманском. Город отрезан от Большой земли
Инжернер-гидролог, изучавший русло реки Колы, считает что причина катастрофы - спешка и безграмотные действия во время паводкаКатастрофы, которая отрезала Мурманск по железной дороге от остальной страны, могло бы и не быть. Железнодорожный мост, одну из опор которого повредил сильный паводок на реке Кола, можно было спасти, если бы…
Вода вымыла землю из-под опоры
В 18.20 30 мая на пульт дежурного МЧС по Мурманской области поступило сообщение от диспетчера Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, что из-за интенсивного таяния снега и ставшего еще более бурным течения реки Кола подмыло насыпь опоры железнодорожного моста на перегоне между станциями Кола – Выходной. Из-за этого опора сместилась на 2 сантиметра. Движение поездов на мосту приостановили, и рабочие приступили к демонтажу пролетов.
- Мне сразу не понравились разговоры о том, что нужно менять пролеты. Опора, ребята, опора сдвинулась! Куда вы собрались ставить новые пролеты, если их опереть не на что? А почему опора поехала? Элементарно, Ватсон: вокруг нее образовалась воронка размыва, - говорит Сергей Кашин, инженер-гидролог, сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института, который в свое время писал диплом по русловым деформациям реки Кола. - Объясню на пальцах: любой объект, попавший в русло реки, сужает живое сечение потока, что ведет к локальному увеличению скорости потока вокруг этого объекта. Больше скорость течения – больше энергии у частиц воды, которые увлекают за собой донные отложения, больше воронка размыва. Если на дне песок – то размыть может прилично, если на дне валуны - то воронка размыва будет небольшой, правда, до тех пор, пока скорость течения не вырастет до таких значений, что уносить начнет и крупные камни.
Судя по всему, это и случилось на реке Кола в районе станции Выходной. Обильное половодье начало размывать грунт вокруг опор моста. Основание одной из них лишилось поддержки, опора сместилась, потянув за собой пролеты.
Виновата спешка- Но это была всего лишь авария, а вот катастрофу организовали те, кто попытался спасти мост, - уверен Сергей Кашин. – Из лучших побуждений, чтобы поскорее добраться до поврежденной опоры и приступить к ее укреплению, была начата отсыпка перемычки от берега до опоры.
Видео того, как прямо из вагонов в реку высыпают гранитную скалу, обошло весь Интернет, а ведь именно в этот момент, по словам инженера-гидролога, и совершалась роковая ошибка.
- В любой другой ситуации это бы было верным решением, но только не сейчас. Засыпав наглухо приличный кусок русла реки – по сути, соорудив дамбу – в тот момент, когда по нему шел максимальный расход, ремонтники направили всю мощь потока в оставшийся просвет. Вода и так там неслась с сумасшедшей скоростью, а тут ей еще живое сечение урезали. Результат был мгновенный: вся ярость весеннего потока перенаправилась на вторую опору, подмыв ее до самого основания и лишив стабильности. В 14.30 1 июня опора скоропостижно рухнула, увлекая за собой два пролета и превращая ЧП районного масштаба в катастрофу почти федерального уровня