Доктор Комаровский: Давайте сразу честно признаемся, что нынешняя пандемия коронавируса ставит в тупик глобальные представления, мне уже кажется, не о медицине, а о логике и здравом смысле. То есть мы смотрим, как весь мир запрещает людям выходить из дома. То есть мы все понимаем, что вирус не летает по воздуху, что заразиться на улице нельзя. Но тем не менее, людям не только запрещают выходить из дома. Людям даже запрещают выходить в парки, на пляжи и так далее. Причем мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы реально заразиться, надо подойти к кому-то на расстояние менее 1,5 метра. И чтобы этот кто-то на тебя чихнул или громко разговаривал. Но тем не менее, весь мир так делает — и мы, чтобы быть не хуже других.
Вот давайте еще один пример вам. Мы с самого начала пандемии увидели наших китайских товарищей в этих костюмах космонавтов, в которых они там выступают. И при этом задается вопрос: скажите, пожалуйста, а что, вирус попадает через кожу? Это сибирская язва, это чума? То есть нам всем говорят: для того, чтобы заразиться коронавирусом, человек должен проконтактировать либо слизистой оболочкой носа, либо полостью рта, либо глаза. Тогда скажите, пожалуйста, почему тогда на человека надо надеть костюм медико-биологической защиты, чтобы закрыть ему ноги и всё остальное? Почему нельзя, например, медработнику надеть удобную хлопчатобумажную пижаму? Самым тщательным образом защитить ему надежно рот, нос, глаза, но дать ему возможность нормально работать.
Почему нам надо — вот я слушаю новости — выходить из дома в перчатках? В каком учебнике эпидемиологии написано, что коронавирусную инфекцию или любую другую инфекцию, передающуюся воздушно-капельным путем, можно профилактировать перчатками, которые вы надели на руки?Да, задача маски — собрать на себе ваши сопли и слюни, чтобы ваши сопли и слюни не летали по окружающему пространству. То есть когда вы ходите в маске, ваша задача — чтобы вы не заразили других. В чем есть логика хождения в масках в общественных местах?
То есть сразу говорим: ходить в маске по улице на свежем воздухе, особенно когда рядом с вами нет других людей — это несусветная глупость с эпидемиологической точки зрения.Это раз. Но в то же время в общественных местах, в городском транспорте маски, по-видимому… Кстати, раньше говорили, что это не надо. Сейчас Всемирная организация здравоохранения изменила эту позицию. Она считает, что это очень важно там, где невозможно социальное дистанцирование. То есть там, где вы не можете держаться в 1,5-2 метрах от других людей. То есть в супермаркете, в метро, в транспорте вы должны носить маску. Тут есть определенная логика. С одной стороны, маску надевает теоретический больной. Но больной не должен выходить из дома.
Просто главная, чуть ли не тотальная ошибка, что мы взяли для себя… Сейчас большинство людей сложили в голове паззл, что вот через месяц-полтора (ну, ориентируясь по Италии, Испании) у нас будет намного легче.
Вот в июле вспышка закончится (или в июне, неважно), и мы начнем подводить итоги. И вот самое большое заблуждение большинства состоит в том, что и июль, и август, и сентябрь — это вообще не время подводить итоги. Итоги мы будем подводить только тогда, когда переболеет 70% населения. И тогда, когда у нас сформируется коллективный иммунитет, мы будем оглядываться назад, подводить итоги и отвечать на вопросы, какую летальность, какую цену мы заплатили за формирование коллективного иммунитета.Поэтому когда нам говорят, что, условно говоря, в России умирает (я говорю абсолютно условные цифры) 10 человек на миллион, а Швеции умирает 200 человек на миллион, то цыплят будут считать или осенью, или следующей весной. Потому что чем «расхлябаннее» (в кавычках) будет страна сейчас, чем меньше, чем слабее в ней будут мероприятия по локдауну, ограничительные меры сейчас, тем быстрее будет формирование коллективного иммунитета. И тем, кому плохо сейчас, будет намного легче осенью. Понимаете? Это ключевой момент. Мы не можем победить коронавирус другими путями. Мы его победим только тогда, когда, хотим мы или не хотим, заболеет 70% населения — вот тогда.
Я бы немедленно выгнал в школы, в университеты молодёжь. Да, пусть они болеют. А иначе их родители просто не в состоянии будут их кормить. Это очень скоро произойдет. Но это сделал бы я как педиатр. А теперь представим себе, что такое решение принял политик. Вот ваш мэр — взял и принял решение: открываем школы. Но только для того, чтобы отправить ребенка в школу, надо убедиться в том, что у этого ребенка дома нет пожилой бабушки, которую он убьет. Понятно? Но отели стоят пустые! Изолируйте бабушек и дедушек, а детей отправьте в школу.
Это вариант? Да. Но понимаете, еще раз говорю, это политическое решение. Потому что у одного из 10 тысяч детей реально возможна тяжелая, смертельно опасная форма коронавирусной инфекции. И когда такой ребенок умрет, виноват будет тот политик, который разрешил ребенку пойти в школу. Вы понимаете? Поэтому дети будут сидеть по домам, убиваться, выпадать из окон, лазить гвоздями в электрические розетки. Их родители будут убивать друг друга. Понимаете, дети будут умирать от других болезней — от той же онкологии — но зато никто из политиков не будет виноват. Вот такая логика.
https://echo.msk.ru/programs/blogout1/2638077-echo/