Когда до Истанбула дошло известие о восстании греков в 1821 г., Султан Махмуд ответил самым беспощадным и зверским мщением. В разгар поголовной резни турками греков, которых вырезали десятками тысяч, порой ни в чем не повинных мирных жителей, 11 марта 1821 г. Константинопольский патриарх Григорий V издал (разумеется, по требованию Порты) страшную отлучительную грамоту против восставших и, сравнив их борьбу с предательством Иуды, призывал бунтовщиков к повиновению турецкой власти.
«Ничто так не известно, – вещал патриарх в духе лучших традиций «сергианства», – как то, что благодарность к нашему благодетелю составляет самую первую из всех добродетелей и что только порочнейший из людей воздает за добро неблагодарностью. Но если неблагодарность направлена злостным, мятежническим образом против нашего общего благодетеля и покровителя, против нашего светлейшего правительства, то она становится безбожною и отвратительною, потому что Христос сказал: «всякое царство и всякое господство от Бога» (здесь не только явное искажение Рим. 13:1, но и приписывание слов апостола Павла Иисусу Христу, – примеч. авт.). Таким образом, кто сопротивляется поставленному над нами Богом правительству, тот сопротивляется Божию повелению».
Позже греки прославили сего патриарха в лике святых, чем утвердили его учение в качестве весьма полезного и духовного.
Остановимся подробнее на вопросе взаимоотношений Константинопольского Патриархата с турецким султанатом. Греческая церковь во время турецкого ига представляет собою печальнейшее явление. За триста лет «агарянского» рабства на Константинопольском престоле сменилось 150 Патриархов. То есть в среднем каждый патриарх занимал свой престол ок. двух лет. Но вызвано это было отнюдь не гонениями.
«Греческие архиереи, — свидетельствует церковный историк Н. Тальберг, – своими интригами часто давали повод туркам произвольно распоряжаться патриаршим престолом… Понадобятся султану или великому визирю деньги, — они низлагают одного патриарха и ставят на его место другого, который, по обычаю, вносит пескезий. Не внесет патриарх обычной ежегодной подати (хараджа), — его низлагают и ставят другого, с которым повторяется то же… Турецкое правительство, поступая так, довело патриаршее достоинство до крайнего унижения. Должность патриарха сделалась должностью чиновника, назначаемого и увольняемого правительством».
Одним словом, симония процветала повсюду – начиная с патриарха и всего епископата и кончая низшим клиром. Патриархи и епископы перекупали друг у друга кафедры (иногда по нескольку раз) и полностью зависели от воли магометан.
«Было время (с 1622 по 1700), – говорит другой церковный историк Е.Смирнов, – когда в продолжение 77 лет на Константинопольском патриаршем престоле сменилось 48 патриархов, хотя некоторые из них по два, по три и даже по пять раз были возводимы на этот престол и низводимы… В ХVІІ веке турецкое правительство сделало унизительным для патриархов и самый порядок назначения и утверждения их. Прежде вновь избранный или назначенный патриарх лично представлялся султану и от него принимал знаки утверждения в своем достоинстве. Но в 1657 г. такое представление было отменено, и утверждение патриархов предоставлено великому визирю. Такой порядок существовал до самых позднейших времен».
Поместный Собор Российской Церкви 1917-18 гг. напомнил о том, кто именно распоряжался Константинопольским престолом во времена турецкого владычества:
«…Патриарх Марк был свергнут с престола, когда желавшие его удаления предложили султану значительную сумму денег. На его место был поставлен Симеон, впервые внесший султану «пескезий» в 1000 золотых, но и он был свергнут, когда одна из султанш (христианка Мария) пожелала, чтобы патриархом был Дионисий, внесший Султану 2000 пескезий (золотых), и патриарх Симеон был удален, а на его место поставлен Дионисий. И с этих пор патриаршество за деньги переходит к тому, кто больше даст за него. Близость ко двору, однако, была причиной падения и Дионисия. Он был заподозрен в том, что принял обрезание, и должен был отказаться от престола, а патриархом сделался опять Симеон, который снова внес 2000 золотых. Так часто бывало и позже. При султане Баязете Пахомий І-й внес уже 3000 золотых…» (Деяние 29).
Некоторые патриархи задерживались у власти не более нескольких месяцев, после чего были смещаемы более богатыми претендентами. Они до такой степени выслуживались перед турками, что один из них назвал султана «Солнцем Вселенной». За свои предательство и трусость патриархи получали «фирман» (утвержденную грамоту) и почетное звание «милет-баши» (глава народа, этнарх). Их основной обязанностью было собирать для иноверцев «харадж» со своих подданных «райя» («скот» – так именовали христиан турки). Султаны обирали «милет-башей», а те обирали свой «скот». Вот и всё, что являло собою тогда турецкое «православие».
|