В некрологе, напечатанном в 1907 году в четвертом выпуске «Исторического вестника», о К. П. Победоносцеве говорилось: «Скончавшийся 10 марта сего года член Государственного Совета и бывший обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев представляет собою в нашей столь небогатой выдающимися личностями жизни явление необычайного порядка. К его имени в течение с лишком четверти века приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов нашей печати, одни его ненавидели и проклинали, другие славословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нем видели ангела-спасителя России, другие — ее злого гения. Безразлично к нему никто не относился. Он был определенным историческим знаменем, которое рвали буря и непогоды, вокруг которого кипели страсти и борьба» (Исторический вестник. 1907-Апрель. Б.Глинский. К.П. Победоносцев.Материалы для его биографии).
К П. Победоносцев родился в 1827 году. Его дед был простым сельским священником в подмосковном Звенигородском уезде , а отец был московским приходским священником (впоследствии профессор словесности Московского университета). Отец дал Победоносцеву блестящее образование. Современники отзывались о молодом К.П.Победоносцеве как о человеке «тихого, скромного нрава, благочестивом», с разносторонним образованием и тонким умом. Ему прочили блестящую карьеру. Отец готовил его к священническому делу, но сын избрал иную стезю. По окончании в 1846 г. Училища правоведения К.П.Победоносцев начал службу в одном из московских департаментов Сената. В 1859 г. он стал профессором Московского университета. Его курс «Гражданского права», вышедший пятью изданиями, был настольной книгой для юристов. Он заявил о себе как о талантливом публицисте и писателе либеральных воззрений. Его памфлеты, в которых он выступал за гласность и осуждал николаевское время, печатал за границей А.И.Герцен. В начале 60-х годов Победоносцев принял деятельное участие в разработке судебной реформы, отстаивая принципы независимого суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса. С 1861 г. Победоносцев преподавал законоведение наследнику престола Николаю Александровичу, а после его смерти новому наследнику Александру Александровичу (будущему Александру III) и другим детям Александра II, будущему императору Николаю II, одновременно преподавал гражданское право в Московском университете. В 1865 г. он оставил профессорскую должность в Московском университете и окончательно переселился в Петербург, всецело посвятив себя государственной службе. В 1868 г. стал сенатором, а в 1872 г. -членом Государственного совета. По свидетельству известного адвоката А.Ф.Кони, речи Победоносцева в Сенате и Государственном совете своей логикой, ясностью и силой убеждения производили большое впечатление на слушателей.
В те годы Победоносцев много занимался и научно-публицистической деятельностью. Им были изданы несколько научных и публицистических книг, переводов, документальных сборников, множество статей по истории и юриспруденции. Французская академия и все российские университеты избрали его почетным доктором права.В 1880 году Победоносцев стал обер-прокурором Священного Синода.
Формально в обязанности этого высокопоставленного чиновника входило осуществление постоянных контактов Синода с высшими государственными учреждениями — Комитетом министров, министерствами, Государственным Советом. Победоносцев намного расширил этот перечень: обер-прокурор Священного Синода стал мощным аналитическим центром, куда стекались ходатайства, проекты, записки, информационные сообщения. Среди его корреспондентов — представители всех слоев общества, от самых именитых до никому не известного секретаря мирового съезда, сочинившего проект университетского устава, или игуменьи, негодующей на разрешение оперных спектаклей во время Великого поста.
К. П. Победоносцев воспринимал свою государственную деятельность как крест, который он, православный христианин, обязан нести до конца, беспощадно сражаясь с врагами веры, самодержавия, русской народности. А таких врагов у обер-прокурора Синода было великое множество...
«Дела так много в России — созидательного, великого дела — для всех и каждого: и когда мы дождемся, что каждый может спокойно посвятить себя своему делу? — вопрошал Победоносцев в проекте доклада по поводу объявления амнистии политическим эмигрантам. — Я не обманывался, когда говорил, что ныне, от государственного человека до последнего гимназиста, все заняты толком о политических делах и государственных переменах, сплетнями и слухами смущают душу; главная тому причина — я убежден в том — газеты и журналы наши, и не могу не подивиться слепоте и равнодушию тех государственных людей, которые не хотят признавать этого и не решаются принять меры к ограничению печати. Я был всегда того мнения, что с этого следует начать, но никто не хочет согласиться со мной» (Победоносцев К. П. Письма и записки. М/1г, 1923- Т. 1. С. 69-70).Последняя фраза доклада довольно примечательна: в годы правления Александра II Победоносцев имел весьма незначительное влияние на текущие политические дела, прямо не касающиеся его ведомства, скорее являясь глашатаем консерваторов. О реализации намеченных Победоносцевым контрреформ пока мечтать не приходилось.
После убийства народовольцами 1 марта 1881 г. Александра II он оказался в центре политической жизни страны и в значительной мере влиял на политический курс Александра III. Победоносцев был автором царского манифеста 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия».Победоносцев большое значение придавал личностному фактору, следуя принципу: «Люди, а не учреждения». Он стремился все дела по духовному ведомству решать единолично. Здесь он опирался на местный епископат, строго подчинив ему приходское духовенство и духовно-учебные заведения в епархиях. Повысилась роль епархиальных консисторий. Победоносцев подчеркивал, что в деле укрепления самодержавия Православная Церковь призвана сыграть огромную, если не решающую роль. В православии, указывал он, «корень всей жизни народа, главные ключи всякого добра и правды на земле». Победоносцев твердо придерживался позиции неразрывной связи Церкви с государством. Находясь на посту обер-прокурора Св. Синода в течение 25 лет, он до минимума свел его роль как коллегиального учреждения, взяв в свои руки все дела по высшему церковному управлению. Духовенство не без основания расценивало это как «самодержавство» Победоносцева. Синодский чиновник А.Н.Львов писал в 1891 г.: «Весь центр тяжести не в Синоде, а в канцелярии его; что захочет сделать управляющий, то и будет». Победоносцев часто менял состав присутствующих Синода, чтобы сделать его более «послушным». Синодские архиереи сделались поистине «статистами» в Синоде.
В своей деятельности на посту обер-прокурора Св. Синода Победоносцев выходили далеко за рамки конфессиональных проблем Русской Православной Церкви: он вникал в вопросы светского образования, науки, литературы и искусства, следил за периодической печатью и даже репертуаром театров. Беспрерывно он слал указания о принятии мер против «распущенности» прессы. При нем умножилось число церковных изданий и тиражи духовной литературы. Он сам часто брался за перо и издавал большими тиражами свои сочинения; был талантливым критиком, но не предлагал позитивной программы, ибо выступал против всяких преобразований.
Победоносцев стремился «поднять нравственный уровень» населения, «перевоспитать» его в духе строгих христианских правил - вплоть до того, что запретил театральные представления во время великого поста, ношение венков и употребление музыки на похоронах.
При нем под жесткий контроль было поставлено епархиальное духовенство. «Доверенным» лицам Победоносцев поручил надзор за епископами. Посланные в епархии эти лица должны были состоять при архиереях и направлять обер-прокурору конфиденциальные донесения об их поведении. Им проводились частые перемещения епархиальных архиереев. Подсчитано, что за 1881-1894 гг. проведено 180 таковых перемещений. Некоторых архиереи подвергались этим «перемещениям» до трех и более раз. Строптивых архипастырей Победоносцев засылал в захолустные
|