1. Про природу человека и его духовные способности... Вкратце, ситуация тут такая... Христианство в общем-то не проводит принципиальной (как у Декарта, скажем...) границы между духовным и материальным миром. Если Вы ссылаетесь на свт.Игнатия, то как раз его позиция (которая некоторыми оспаривается) была в признании человеческой души и ангельского мира некоей тонкой материей, подчиняющейся категориям нашего мира (форма, время, пространство и т.д.), таким образом, проявления духовного мира и его действие он считал вполне реальным и осязаемым физически... (я и рекомендовал для уяснения перечитать его Слово о смерти и Слово о человеке). Это сообразно и с пониманием человеческой природы как принадлежащей к двум мирам (духовному и материальному) одновременно. О природе первозданного Адама хорошо написано у того же свт.Игнатия, да и иные Отцы с ним согласны вполне. Он обладал совершенно другими способностями, как физически, так и духовно. По слову прп.Серафима, его ни огонь не жег, ни вода не топила и т.д., также он был в полном и ясном общении и взаимодействии с ангельским миром и Господом. После же грехопадения природа человека стала принципиально иной, как сказано в писании, человек облекся в кожаные ризы, что говорит о том, что он стал гораздо более принадлежать материальному миру, духовные же способности практически утратил. С ангелами современный человек общается и видит их лишь в исключительных случаях, также и иное делать не в состоянии... Так вот, задача аскезы и подвижничества главным образом и состоит в восстановлении целостности человеческой природы, ее преображении и приближении к состоянию Адама до грехопадения. Полностью осуществить эту задачу здесь на земле невозможно, но как нам известно, многие подвижники достигли немалых результатов, и кое-что из потерянных способностей восстановили. Да, самое главное в аскезе - молитва и покаяние, а не поиск духовных даров и способностей, но и последнее аскету достижимо в то или иное время. Мы знаем, что есть такое понятие, как дар Божий - дар пророчества, видения духов, чудотворения и т.д. Это не спортивные звания, которые можно достичь в заданное время, все сложнее - кому-то оно вообще недостижимо, а кому-то Господь открывает это довольно быстро, но это уже является изменением человеческой природы. Тот аскет, что достиг видения духов, видит их теперь всегда, а не Господь ему каждый раз их показывает. Бывает, что люди наоборот, молят Господа, что они не готовы к какому-либо духовному дару, и чтобы Он отнял его обратно, ибо не чувствуют в себе сил с ним жить, у кого-то Он забирает тогда... Повторю, в отличие от католиков и протестантов, православие декларирует существенное отличие природы Адама от нашей поврежденной, и соответственно, реальное ее восстановление путем аскезы... Поэтому, человеку совершенно не обязательна для каждого духовного действия помощь Господа, ангелов или бесов... Он, как образ и подобие Божие, довольно много может сделать и по своей природе, особенно если мы говорим о подвижниках и аскетах. Истончаются же кожаные ризы и открываются те или иные сверхнормальные способности по разным причинам - - от поста, молитвы и праведной жизни - по особому смотрению Божию - в результате занятий оккультными и иными практиками - в следствие болезни, клинической смерти, душевного потрясения и т.д. - от природы у некоторых эти ризы сильно тоньше, чем у других В любом случае, данный человек будет обладать в той или иной степени сверхнормальными способностями (которыми в полноте обладал Адам, и в абсолюте - Господь Иисус Христос), и он будет в состоянии ими распоряжаться. И здесь уже начинаются справедливые разговоры о том, что эти дары - дело опасное, особенно для человека с неочищенной от страстей душой, и что они могут привести к контакту с падшими духами со всеми вытекающими и т.д. Ну это по сути то же, что и быть мастером спорта по боксу по-хорошему можно только очень хорошему человеку, иначе можно плохих дел натворить, только здесь все еще серьезней... Но повторюсь, человек принимает дар от Господа (ну или добивается его как-то иначе...), а далее - он распоряжается полученным даром, и несет за это ответственность... Иначе было бы просто - только молись, а плохого уже не сделаешь - Господь ведь не даст, а ведь нет, все гораздо сложнее... Если помните, свт.Игнатий говорил интересные вещи о изгнании бесов из человека, а именно, что делать это нужно далеко не во всяком случае - т.е. некоторые священники, монахи и т.д. имеют этот дар и могут изгнать беса, однако это может в конечном итоге навредить душе человека, вместо исцеления приведя к более плохому состоянию... Т.е. дар можно использовать и неверным путем, даже имея изначально благие намерения... Поэтому не надо все сводить к упрощенной схеме - мол, все плохое от бесов, хорошее от Господа, а сам человек ни на что не влияет...
|