К дате 25-й годовщины начала Антикоммунистического восстания в Румынии 1989 года.
Поднявшийся на вершины власти, Чаушеску был логическим воплощением созданной в Румынии системы. Она характеризовалась разорением и нищетой большинства и беспрецедентным обогащением правящей верхушки. «Дворец весны», где проживало семейство Чаушеску, отличался роскошью, нагромождением самых дорогих предметов (даже краны в ванной у Чаушеску были золотыми, а у Елены — серебряными). Диктаторская чета питала пристрастие к бриллиантам. Начальник охраны (он же шеф разведывательной службы) М. Пачепа, сопровождавший Чаушеску в зарубежных поездках, свидетельствовал, что закупая драгоценности (конечно же. за государственный счет), Елена заставляла сопровождающих ее лиц торговаться, фарисейски приговаривая, что «не следует обогащать капиталистов коммунистическими деньгами»
Опасаясь медленно действующих ядов, которыми враги могли пропитать его одежду, Чаушеску ежедневно менял свой гардероб, включая верхнее платье и обувь. Приготовленные для одноразового использования в течение года 365 костюмов, пар обуви и т. д. содержались в особом помещении при определенной температуре, под усиленной охраной и надзором инженера-химика и после употребления уничтожались. В зарубежные поездки диктаторская чета брала с собою постельное белье и собственную кухню. На стенах приходской церкви на родине Чаушеску в селе Скорничешти появились стилизованные изображения его родителей и деда с бабкой, которым художник придал портретное сходство с диктаторской четой.
Первые масштабные выступления народа,против режима грянули ещё в 1987 г. когда в г.Брашове около 7 тыс. рабочих начали протесты около местного здания Румынской Коммунистической Партии,с требованием возможности купить хлеба,которого в магазинах попросту не было даже за талоны.
На что местный мэр,ответил что через месяц они и их дети "будут рады есть солому" если те не разойдутся по домам.
Разгневанные рабочие ворвались в здание и увидели ломящийся от всякой снеди и выпивки столы,по поводу переизбрания местного коммунистического вожака в Национальное собрание.
Рассвирепевшие рабочие сорвали портреты "вождя" и сожгли их,требуя немедленной отставки Чаушеску. Восстание в Брашове было подавлено Секуритате с особой жестокостью,многие из протестующих бесследно исчезли...
События же 17 — 22 декабря 1989 г. явили собой пример массового народного взрыва, не подготовленного заранее и не имевшего лидеров. По свидетельству руководителей созданного в ходе революции Фронта национального спасения (ФНС), многие из них впервые встретились 22 декабря в здании телевидения, ставшем штабом революции. И тем не менее волна народного протеста смыла казавшуюся незыблемой диктатуру.
Выступления венгров в Тимишоаре 17 декабря переросли за несколько дней во всеобщие акции массового неповиновения по всей Румынии. Победа революции была обеспечена и закреплена переходом армии на сторону восставшего народа. Которая не захотела стрелять в своих, в отличии от холуев Чаушеску Секуритате. В ходе декабрьских событий выяснилось, что армия находилась в значительно худшем положении, чем силы госбезопасности (зарплата и довольствие офицера Секуритате, например, в несколько раз превышали жалованье армейского офицера, армейские части использовались на диктаторских стройках страдавшего гигантоманией).
В Бухаресте начались бои между стихийно сформировавшимися частями ФНС,армией и Секуритате.
"Великий Кондукатор" в спешке покинул столицу на вертолете, вместе с Еленой. Согласно одной из версий, когда стало ясно, что побег из страны невозможен, вертолет был брошен в сельской местности, вблизи города Тырговиште. Бывший диктатор и его жена в сопровождении двух охранников захватили машину с водителем и. угрожая оружием, приказали ему ехать вперед. Водитель — некто Петришор — рассказывал, что Елена предлагала спрятаться и переждать в лесу, а Николае считал, что они должны прибегнуть к помощи рабочих. Однако во время остановки у первого же предприятия рабочие забросали машину камнями, выкрикивая: "Смерть преступникам!" Это страшно расстроило Чаушеску. В Тырговиште они пытались найти убежище в здании местного комитета РКП, но их туда не пустили. После бесполезных поисков пристанища они остановились у Центра по охране предприятий, где люди, смотревшие телевизор, сначала не поверили, что перед ними Чаушеску, а затем вызвали военных.
25 декабря Чаушеску были подвергнуты суду военного трибунала. Елена и Николае не признавали себя пленниками, считали, что их укрывают в этой войсковой части в Тырговиште, меры предосторожности (на ночь их запирали в бронетранспортер) казались им необходимыми из-за постоянной опасности нападения.
Находясь под стражей, бывший диктатор большую часть времени молчал, а его жена,привыкшая к роскоши и раболепству окружающих, вела себя очень вызывающе. Начало судебного процесса и появление прокурора было для четы совершенно неожиданным. За годы своего правления они потеряли ощущение действительности. Членов судебной коллегии раздражало поведение обвиняемых, которые отрицали все обвинения. Несмотря на спешку, судебный процесс был законным. Например, чтобы отложить исполнение приговора, Чаушеску могли опротестовать обвинение. По свидетельству защищавшего Чаушеску адвоката, заслушав смертный приговор, Чаушеску, будучи убежден в несерьезности всего происходящего, заявил прокурору: "То, что вы говорите, — клевета. Когда все это закончится, я отдам вас под суд". Супружескую пару среди прочего обвиняли в хищении не менее 1 млрд. долл. государственных средств,в незаконном удержании власти и геноциде собственного народа.
Только когда им начали связывать руки,они поняли суть происходящего,что это не шутки и спасать их никто не собирается.
Чета была расстреляна 25 декабря 1989 года,у стены обыкновенной солдатской уборной,так закончилась "золотая эпоха" Чаушеску о которой в годы его правления кричали чуть ли не с каждого фонаря.
Казнь Чаушеску стала прологом развала и гибели правящего клана (по некоторым данным, численность его родственников и свояков в различных звеньях аппарата РКП достигала 300—400 человек). Среди прямых родственников диктатора выделялся его сын Нику (39 лет). Следствием установлено, что в результате его приказа открыть огонь по участникам мирной демонстрации в Сибиу 21 — 22 декабря было убито 89 и ранено 219 человек. Кроме Нику, перед судом предстали и двое других детей Чаушеску — Валентин и Зоя, которые обвинялись в использовании в личных целях государственного имущества. При ЦК РКП было создано «Бюро по обслуживанию и снабжению» высших функционеров партии и членов их семей. Оно бесплатно предоставляло им квартиры, мебель, одежду, продукты питания. В 1989 г. бюджет этого бюро составлял 70 млн. лей (10 млн. долл.).Брат диктатора Марин, находившийся на посту главы торгпредства в Австрии, сразу же после революции покончил жизнь самоубийством. Еще один брат Чаушеску, Илие, генерал-лейтенант, занимал пост заместителя министра обороны, а сестра диктатора, Елена Бэрбулеску, имея четырехклассное образование, получила степень доктора истории и должность главы школьного инспектората в родном уезде Олт, где прославилась пропагандой обскурантизма, травлей честных людей, коррупцией и хищениями. При аресте у нее были конфискованы банковские чеки на сумму около полумиллиона лей.
Доведенная до пределов административно-командная система, заквашенная на сталинском национал-большевизме,деревенском невежестве и алчном стремлении к наживе, — все это нашло свое законченное выражение в режиме Чаушеску. Сам он и его жена, "академик с мировым реноме", были выходцами из социальных низов довоенной Румынии. Их восхождение к вершинам власти сопровождалось разрушением старого православно-патриархального общества, и насаждением нового, совкового культа вождизма, эдакого непогрешимого полубога,вдохновение к которому он черпал у азиатских красных тиранов, таких как Пол Пот и Мао.
Нам русским, полезно извлечь свои уроки из крушения чаушизма. Какой бы не казалась непоколебимой диктатура,сколько бы её не охраняло броневиков,мусоров и псов,народная волна гнева может смести все на своем пути. Стоит лишь захотеть это смести.


