В церковно-славянском и русском народном обиходе иногда было принято называть бесами в отличие от добрых ангелов «аггелами», что соответствует орфографии, но не произношению греч. слова c'xγγελος, «ангел». Деятельность бесов как искусителей направлена на всех людей, но с особым вниманием они относятся к монахам, аскетам и пустынникам, находящимся с ними в отношении объявленной войны (отшельники ранней поры монашества с особым намерением избирали для проживания места, пользовавшиеся наиболее недоброй славой по части «нечистой силы», чтобы сразиться с бесами в самом их гнезде). Уже основатель христианского монашества египетский пустынник 4 в. Антоний Великий стал героем красочных рассказов о преодолении бесовских козней. Считается, что видения, инспирированные бесы, вызывают тяжёлое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной весёлости, которыми они сопровождаются (обычный симптом видимой или невидимой близости беса — тошнота, ср. название беса в русском фольклоре — «тошная сила»). Чтобы вкрасться в доверие, бесы принимают облик реальных отсутствующих людей, напр. друзей соблазняемого (легенда о Феодоре и Василии Печерских). Другие личины нужны бесам для побуждения похотливых чувств, обычно в пустыннике (явления в виде женщин, напр., герою апокрифической повести о Макарии Римском); тоскующую вдову бесы могут навещать и ласкать в обличье её умершего мужа и т. п. Для позднего западноевропейского средневековья особенно характерны представления о бесах, предлагающих себя для блуда мужчине — в виде женщины («суккуб»), а женщине — в виде мужчины («инкуб»); представления эти не чужды Византии (в «Житии Василия Нового», 10 в., упоминается грех соития с бесом) и Древней Руси («Повесть о бесноватой жене Соломонии», 17 в.). Третий род личин — гротескные подобия фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змий, псоглавец, «единаок», напоминающий одноглазых киклопов) или животных, либо хищных и опасных (лев, медведь, волк и.т.п.), либо «нечистых» и внушающих отвращение (жаба, ср. Апок. 16, 13, мышь и т.п.). Фольклор часто представлял бесов в обличье иноверцев (иудеев, мусульман) и иноземцев, либо наиболее экзотических («чёрные мурины»,т.е. эфиопы, — постоянное обозначение бесов в старинной русской литературе), либо, напротив, наиболее известных и одиозных (арабы в византийской литературе, ляхи и литвины в древнерусских текстах). Тёмные фигуры «муринов» являются мучить и томить после смерти человека его душу, вышедшую из тела и страшащуюся неведомого пути.Из истории Церкви известно, что иногда по попущению Божию ложные чудеса происходили и от икон. В одном из древних списков жития св. Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, повествуется, как дьявол подкупил некоего иконописца, дабы тот изобразил образ сатаны под слоем рисуемой им иконы Богородицы. Икона была выставлена в Варшавских вратах Китай-города. И от той новописанной иконы было много знамений, чудес и исцелений, и это — по действию сатаны, по Божию попущению. Слава об иконе распространилась по всей России. «Василий проразумел Духом Святым дьявольское ухищрение и действо — и прельщение правоверным творимое, через чудеса от той иконы … и повелел своему ученику взять камень великий и в эту икону крепко ударить, чтобы ее сокрушить. Ученик же Святого о сем сомневался и образ разбить устрашился, Святой же сам взял камень великий и крепко ударил, … и расколол ее на двое». Избитый народом и приведенный на суд, юродивый заявил, что «чудеса, по дьявольскому наваждению творимые, совершались верным на прельщение». Известно также, что в древности в богослужебной практике Русской Церкви употреблялся «Чин изгнания бесов из икон». Если икона чудотворила или совершала исцеления, то прочитывали над ней этот чин.
|