Матерiализмъ, дарвинизмъ, борьба за существованiе, соцiализмъ, призывы къ революцiи, потомъ — съ легкимъ сердцемъ — непротивленiе злу, возрожденiе идеализма, интеллигентное сектанство, агностицизмъ, потомъ марксизмъ, экономическiй матерiализмъ, сверхчеловечность Ницше, декадентство и, какъ последнее страшное знаменiе дней нашихъ, такъ называемый аморализмъ, полное нравственное идiотство,— целое наводненiе идей и фактовъ, а въ результате: усталость духа и унынiе, безпочвенность и духовная безпомощность! Но въ прежнее время народъ нашъ жилъ вне этой тревожной жизни: онъ былъ младенцемъ веры, послушнымъ сыномъ церкви; въ вековомъ преданiи и въ освященномъ верою строе жизни онъ на-ходилъ для себя устои быта и существованiя. Ныне не то. Худые нравственные соки, какъ бы, просочились сверху въ народъ, до самаго дна русской жизни, и если въ образованныхъ слояхъ унаследованная воспитанность и умственное развитiе давали хоть какой-нибудь противовъхъ нравственному упадку жизни и предохраняли ее отъ роковыхъ крайностей, то въ народе, если онъ развратится, не будетъ и этого сдерживающаго начала. И видимъ мы, въ изображенiи печати: броженiе религiозной мысли, въ народе мужицкiй нигилизмъ, грубый и безпощадный, босячество и отвратительное хулиганство, пьянство, развратъ, дурныя болезни, паденiе семьи, паденiе авторитетовъ и уваженiя къ власти, растущую эпидемiю дерзостей, грабежей, уличныхъ оскорбленiй, необъяснимыхъ убiйствъ. Среда даетъ своихъ прорицателей, новыхъ пророковъ Ваала и безстыдной Астарты. И вотъ, предъ нами въ книгахъ современныхъ писателей проповедь, что не нужно бояться греха, что разнузданный босякъ—господинъ положенiя и даже обновитель общественности; предъ нами идеализацiя разврата и преступленiя и возведенiе порока въ признакъ сверхчеловечности. Ко всему этому широко разлитое всюду недовольство, праздность мужика, мотовство, тунеядство, попрошайничество и обнищанiе, волненiя рабочихъ, политическое броженiе вь инородцахъ, революцiонная и сепаратистическая пропаганда, убiйства и кровавыя покушенiя на представилей власти. Молодое поколенiе—носитель надеждъ будущаго... Но оно измельчало даже въ своихъ волненiяхъ и безпорядкахъ. обратившихся въ какую-то дикую моду и пагубное поветрiе; оно оторвано отъ нацiональнаго самосознанiя, оторвано отъ преданiй веры. Изъ молодыхъ людей, получившихъ высшее образованiе. ныне уже выходятъ босяки и хулиганы. Самъ министръ просвещенiя еще такъ недавно подтвердилъ фактъ паденiя дисциплины и воспитанiя даже въ среде детей на гимназической скамье…»
Все сказанное, взятое нами со страницъ прессы, безъ сомненiя слишкомъ мрачно, слишкомъ преувеличено, часто можетъ быть, даже и въ дурныхъ целяхъ сеянiя смуты и унынiя изъ ненависти къ русской жизни, ради клеветы на нее.
|