Романчук Алексей писал(а):
Василий Анатольев писал(а):
Я думаю, что до седьмого колена в обязательном порядке, а дальше по обстоятельствам.
А ПРОДОЛЖАЮЩИХСЯ боли, крови и лишений могло бы и не быть, если бы народ покаялся сразу после революции. Но, увы, не покаялся до сих пор.
Вот до чего же тебе нравятся безсмысленные споры...
Вину за родительские, и тем более прародительские грехи дети не несут. Выражение Сталина «сын за отца не отвечает» — на самом деле библейское. Несколько столетий спустя после Моисея об этом пишет пророк Иезекииль — один из великих пророков Израиля. Его слова достойны пространного цитирования:
«И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! — говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. (…) Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».
К сожалению, сегодня на постсоветском пространстве верующие, а точнее, те, кто считает себя таковыми, на самом деле по большей части язычники. Мы вряд ли чем-то лучше тех людей, которые вышли из Египта, перешли посуху Красное море, и тут же, оставшись на несколько дней без Моисея, сделали себе золотого тельца. И поэтому для нас снова «работают» приемы тех давних времен. Поэтому из уст христианских пастырей можно порой услышать фразы о наказании детей за грехи родителей.
----------
С.Г. - Вы сейчас подошли к очень важной теме. В последнее время в православных кругах разгорелась дискуссия: должен ли русский народ каяться в грехе цареубийства – или же только, скажем, в грехе цареотступничества и попустительства этому злодеянию? А диакон Даниил Сысоев в упомянутой статье ставит даже такой вопрос: "почему вообще русские люди должны отвечать за предательство высших офицеров в 1917 году и за действия евреев и других инородцев-убийц"? То есть он вообще отвергает необходимость народного покаяния современных поколений за тот "революционный", как Вы сказали, грех, называя все это ересью, поскольку есть только один наследственный грех - первородный...
М.Н. - А как же он тогда объяснит нам те места из Священного Писания, где говорится именно о том, что грехи отцов сказываются и на детях "до третьего и четвертого рода", если они не сознают этих грехов и не каются в них? Одно из таких мест из книги Чисел (Числ. 14, 18) отметил сам Государь Николай II в принадлежавшей ему Библии, которая, судя по сообщению Татьяны Мироновой, обнаружилась недавно в Пскове. И как тут не связать с этими словами в Библии страдания России в ХХ веке вот уже на протяжении четвертого поколения... О. Даниил справедливо, в общем-то, спрашивает, а где же тогда находится этот "таинственный механизм", как он его называет, благодаря которому дети, родившиеся много лет спустя после какого-то события, несут тоже ответственность за грех, совершенный их предками? О. Даниил отрицает такую связь. Но думаю, что тут, наверно, действительно, есть какая-то тайна, недоступная нашему полному уразумению, которая, возможно, объясняется тем, что народ тоже несет в себе некое личностное начало, что члены его связаны друг с другом в какое-то нравственное целое, – иначе как, например, тогда понять слова Евангелия, что в конце времен Господь будет судить народы – так сказано в Евангелии от Матфея (Мф. 25, 32)? Народ тут выступает как бы в виде соборной личности, как говорил Достоевский.Та цитата из книги пророка Иезекииля, которую о. Даниил Сысоев приводит в своей статье – мол, "сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына" – она, с моей точки зрения, говорит как раз о нравственной связи между поколениями не только в одном направлении, от отцов к детям, но и в обратном – от детей к отцам. Именно так и должно быть в едином духовном организме. Потому что прошлые поколения, наши предки, они в церковном, в духовном смысле живы, они составляют с нами какое-то единое целое. Вот только напрасно приводить эту цитату как опровержение наследственной нравственной связи. Ведь в той же главе у Иезекииля отмечено и условие, при каком сын не несет вины за отца: если "обратится от всех грехов"; то есть если покается в грехах – он не несет за них ответственности. А разве не лежит на большинстве из нас, учившихся в советской школе, тот грех, что мы верили хуле на Государя-Мученика, не понимали его подвига?.. И разве все мы сейчас уже избавились от этого греха, покаялись в нем? Вот в этом, мне кажется, может заключаться смысл покаяния для современных поколений в общем, в том числе и нашем, народном грехе. А уж в какой формулировке – это каждый должен выбрать себе сам, кто к какому греху причастен.
http://www.rusidea.org/?a=12012