Творение суши
Основной частью легенды о дуалистическом миротворении, ее организующим началом, являет-ся сюжет-эпизод о творении суши. Он включает в себя рассказ о нырянии на дно моря за материалом для творения и описание собственно акта творения суши из принесенного со дна моря материала.
“Как Бог творил мир, была сначала везде все вода; вот Бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Два раза она опускалась на дно, брала землю в лапу, да не могла удержать, покуда поднималась наверх, — водой-то землю-то у ней, вишь, вымывало; в третий раз взяла землю в рот и вынесла наверх. Вот Бог и велит ей выхаркнуть землю: “Да смотри, ничего не утаи¬вай”; она вы-харкнула и стала везде ровная земля. Только не¬множко она во рту утаила. И почала у ней та земля во рту расти, растет и растет. Она и взмолилась Богу: “Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула”. — “Ну, не ладно это ты сделала, делать нечего, выхаркивай остальную”. Она выхарк-нула. И сделались от того горы по всей земле. А если бы она не утаила, дак не было бы и гор” .
"По старосветному Окиян-морю плавало два гоголя, первый – бел-гоголь, другой – черен го-голь. И теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По божию велению, по богородицину благословению сатана выздынул со дна синя моря горсть земли. Из той горсти Гос-подь сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана понаделал непроходимых пропастей, уще-лий и высоких гор” .
"В начале Света благоволил Бог выдвинуть Землю. Он позвал Черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. – Ладно, думает Сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни слова... Господь куда ни бросит землю – она вдруг является такая ровная-ровная, что на одном конце станешь – то на другом все видно, что делается на земле. Са-тана смотрит... хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил: чего он хочет? Черт закашлял-ся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего Сатану, и он где приляжет – там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет – там вырастет гора, где привскачет – там высунется поднебесная гора. И так бегая по всей земле, он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и превысо-ких гор".
“Стал Господи мир творить, где народу жить. Распустил он море-окиян; надо землю сеять. Прибежал лукавый чорт, да и говорит Господи: “Ты, Господи, все творишь: весь мир сотворил, окиян-море напустил; дай мне хошь земли насеять!” - “Сей!” сказал Господи. Сеял, сеял лукавый, - никакого толку! – “Опускайся ты, лукавый, сказал Господи, - на самое дно моря, достань ты, лукавый, горсть земли”. Опустился лукавый на дно моря, захватил лукавый горсть земли; вынырнул: глядь – всю зем-лю водой размыло. Опустился в другой, - тоже: в горсти нет земли. Опустился лукавый в третий раз, и, по Божьему по велению, оставалась за ногтем песчиночка. Бог взял ту песчиночку, и насеял всю землю, с травами, с лесами, со всякими для человека угодьями ”.
“Здавна, як землi ще не було, всюди вода була. Не було i нас ще. А чорт жив десь так у хатах, хто зна де жив. Дак бог прийшов до чорта та й повiв чорта до Днiпра, щоб пурнув да винiс пiску в руцi. Вiн пурнув, так не винесе – вода вимие: оце що набере пiску, то вода й вимие з руки. Дак бог повiв його до другого, до мiльшого, дак вiн вiдтiля винiс пiску. Дак бог тим сiяв тут усюди по тих во-дах, дак стало вже сухо i свiт став… Кажуть люди старi, що так було” .
“Як уже бог схотiв посiять землю, так послав нечистого, щоб землi достав з моря. Воно тодi не можна було, бо скрiзь вода була. I сказав, щоб собi не брав землi, а щоб усю оддав боговi, скiльки дiстане. А вiн там скiльки достав, може, усю взяв, то оддав, а у ротi собi сховав. А бог як посiяв зем-лю, так у чорта в ротi начала рости земля, начала рвать. А вiн де пирхав, так там болото стало, де пирхне – коняка; чхае i ригае – чоловiк, кiнь, собака, кiт” .
Состояние “Творцов” до начала творения может быть следующим: - оба “Творца” плавают по воде (8 записей), иногда на камешках (1 запись), на лодке (1 запись) или “как два пузыря” (1 запись); - оба “Творца” летают над водой (5 записей); - Сатана плавает по воде или появляется из водной стихии, а Бог летает над водой (16 записей), ходит по воде (8 записей), плавает (иногда – спит) на камне (7 записей), плавает в лодке (иногда в ка-менной) (7 записей), стоит на золотом столбе посередине моря (1 запись); - оба “Творца” ходят по морю (2 записи); - оба “Творца” ходят по земле (6 записей); - оба “Творца” ходят по небу, живут на небе (2 записи).
Чаще всего за землей для миротворения ныряет Сатана (91 запись), в том числе, иногда он ны-ряет в облике птицы (20 записей). В других текстах роль ныряльщика исполняет птица (8 записей) или же ныряют оба “Твроца” попеременно (9 записей). Ныряние может быть однократным, однократным длительным (6 записей, в т.ч. “целый год”, “три года”, “три дни”) или же многократным. В случае, если первые ныряния оказываются неудачными, это объясняется следующими причи-нами: - ныряющий не может сразу достичь дна (не хватает сил) (9 записей); - ныряющий достает недостаточное количество земли и приходится нырять неоднократно (7 за-писей); - при подъеме из глубины землю вымывает из рук ныряющего (12 записей); - ныряющий не произносит слов наказа-благословения, что приводит его к неудаче (34 записи). Согласно ряду легенд, для того, чтобы поднять землю со дна океана, ныряющий должен совер-шить определенные действия, которым его учит Бог. Так, Бог: - велит, спустившись на дно, произнести слова божбы (“Господи, благослови”, “во имя Отца и Сына, и Святого Духа”, “Господи Иисусе Христе”) (12 записей); - велит благословиться у иконы Девы (Марии) с Младенцем – эту икону ныряльщик должен уви-деть, спустившись на дно (2 записи); - дает благословение (6 записей); - велит отделять частицу земли на имя Господне (напр., “Не я беру, а Бог берет”) (14 записей). Ныряющий приносит “строительный материал” во рту, в носу (на носу), в клюве, в руках, за ног-тями. В качестве “строительного материала”, принесенного ныряющим со дна моря, может упоминать-ся земля, песок, глина, тина, камни. Иногда упоминается один камень – например, “синий камень”.
|