Владимир Неберт писал(а):
С этого и надо было начинать. Давайте тогда ссылки на святых отцов и учителей Церкви.
Цитата:
преподобный Ефрем Сирин
Толкования на Священное Писание
Братья Хамовы знали о чистоте отца своего и о том, что он, как впоследствии Иаков, и в бодрственном состоянии, и во сне охраняется Ангелом; и потому «покрыша наготу» его, и притом так, что глазами своими «наготы отца своего не видеша» (Быт.9:23).
«Истрезвися же Ное... и разуме, елика сотвори ему сын его юнейший» (Быт.9:24). Так, Ной и спал, и бодрствовал: спал, потому что не чувствовал своего обнажения, бодрствовал, потому что знал, как поступил с ним младший сын его. И Ной проклял его. «И рече: проклят... Ханаан отрок: раб будет братиям своим» (Быт.9:25). В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего, и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам приял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега, а потому Бог не в собственном лице его проклинает его, но в лице сына его, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу.
Другие же, на основании сказанного в Писании: «и разуме Ное елика сотвори ему сын его юнейший», поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, – заключают, что под «сыном... юнейшим» разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца; Хам же со смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Поэтому можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший это еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятия.
Справедливость требовала лишить Хама благословения, а не подвергать его проклятию. Ибо если бы подвергнут был он и проклятию за то, что посмеялся вместе с отроком, то хотя был бы проклят по справедливости, но вместе с проклятым Хамом подверглись бы тогда проклятию все потомки Хамовы, вовсе не участвовавшие в посмеянии. Потому проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам только лишен благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся.
Изрекая проклятие Хаму в лице сына его, Ной благословляет Сима и Иафефа и говорит: «Да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан отрок раб ему» (Быт.9:27). Род Иафефов размножился и соделался могущественным в наследии на севере и западе. Сам Бог вселился в куще Авраама, потомка Симова, Ханаан же соделался рабом Сима и Иафефа, потому что во дни Иисуса Навина потомки Симовы опустошили жилища Хананеев, покорили и поработили князей их.
Цитата:
Понятие хамство возникло много тысячелетий назад. В Библии рассказывается, что после спасения Ноем своей семьи от потопа, его сын Хам с внуком Ханааном дерзко глядели на наготу отца своего Ноя и не покрыли наготы отца. В Ветхом Завете предписывалось почтение к отцу, которое выражалось в запрете смотреть на наготу отца. Сыновья Ноя Сим и Иафет, не глядя на обнаженного отца, пятясь задом, покрыли одеждой Ноя. Когда Ной проснулся и узнал о поведении Хама и Ханаана, он сказал: “Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих”(Быт.9,25), а Сима и Иафета благословил. Конечно это проклятие, по толкованию святых отцов, не является гневным повелением и благословением рабства, но более как пророчеством, которое предсказывает, что непочтение к отцу, который к тому же спас семью от потопа, передаваясь через воспитание и пример, приведет потомков Хама и его сына Ханаана к такой дикости и бескультурью, что они ни на что не будут годны, кроме как быть рабами у других народов, что и подтвердилось в истории