Известно, что либералы и коммунисты - ревностные сторонники равенства и враги разного рода диктатур, авторитаризмов и любых политических режимов, основанных на иерархии и подчинении. Главный довод в защиту равенства они черпают из трудов мыслителей 18 века, которые проповедовали возврат к природе, где якобы человек, освободившись от "оков" цивилизации, перестанет насиловать волю другого человека и восторжествует всеобщее равенство и справедливость. Не будем перечислять практические последствия описанной теории, они достаточно известны, обратимся к теоретическим же опровержениям эгалитаризма, что полезно для того, чтобы охладить пыл некоторых молодых людей, увлеченных утопическими идеями, духовно нетрезвыми и верующими в "идеалы". Эгалитарная идея, как и всякая популярная идея, содержит как истину, так и ложь, поэтому надо отделить зерна от плевел с тем, чтобы понять вредность и ошибочность этой идеи. Истинность идеи равенства состоит в том, что люди вообще, не конкретные какие-то люди, а абстрактные, люди как обобщенное и отвлеченное понятие, являются равными друг другу. Люди вообще - это некое усредненное понятие человека, некий образец, в котором нет ничего выдающегося и ничего ущербного. Поэтому если говорить о реальных, конкретных людях как о людях вообще, то получается подмена понятий, из чего и возникает софизм о равенстве. Итак, истинность эгалитаризма в равенстве людей вообще, а ложность его в неправомерном отождествлений людей вообще и людей конкретных. Аристотель делил сущность всех вещей на первую и вторую: первая определяет самые общие свойства предмета, вторая определяет сущность единичных вещей. Например, первая сущность обеденного стола - мебель для обеда, вторая - мебель для обеда, имеющая такую-то длину ножек, размер столешницы и т. д.. Человек вообще - первая сущность, вторая определяет его конкретные черты. Вот эти черты теория равенства исключает из рассмотрения, превращая человека из живого существа в некий математический объект.
Все мы знаем, что люди разные, у каждого свои особенности, свои достоинства, свои недостатки. Один хорошо играет в футбол, но боится подойти к компьютеру, другой предпочитает сидеть за расчетом программ, а футбол для него - пустая трата времени. Эти различия дают людям преимущество в одной сфере, отнимая их в другой. Соответственно, при верном развитии способностей человек достигнет успеха в какой-то одной деятельности, к которой он предназначен. Вот еще один истинный момент эгалитаризма: власть и иерархия в цивилизованном обществе зачастую строится не на основании природных преимуществ одних над другими, а силу внешних причин - связи, деньги, сила, родство и прочее. Но эта же верная мысль содержит и опровержение отрицания иерархии, ведь если последняя будет выстроена на основании подлинных заслуг и преимуществ человека, то неравенство исчезает, поскольку справедливо когда больше власти у того, кто имеет природные преимущества над другими в данной области. Под преимуществами надо понимать волю, ум, нравственность, предрасположенность к чему-либо, навыки и опыт. Если человеку подчиняются не из страха, а из признания его авторитетности, то это не противоестественно, а правильно. Напротив, противоестественно бороться против власти этого человека. Утопизм всеобщего равенства очевиден, ведь даже вне цивилизации людские общества организуются в иерархические структуры, примеров же анархических обществ мы не знаем. Из всего сказанного следует вывод, что демагоги и разные левые идеологи пользовались теорией равенства не с целью просвещения масс, а с целью свержения ненавистного им существующего строя и последующего построения собственной иерархии, чаще всего несправедливой, о чем свидетельствует борьба народов против них. В то же время предыдущая власть как раз была природной, авторитетной для народа, в пользу чего говорит хотя бы восстание французских крестьян в защиту короля, несмотря даже на обилие клеветы, распространявшейся в его адрес революционерами.
|