Владимир Неберт писал(а):
1.) Начнем с того, что интеллигенция - не класс, если пользоваться этим марксистским термином, ибо интеллигентом может быть как выходец из помещиков или купцов, так и выходец из среды ремесленников или рабочих. Отсюда следует вывод, что интеллигенция - это культурная часть народа, цель которой - создавать нематериальные блага. Это если просто говорить.
Разумеется, под "петровской интеллигенцией" я понимаю не собственно интеллигентов эпохи Петра I, а вообще тот вид, который государь придал интеллигенции в России. Ведь не секрет, что он лепил нашу интеллигенцию по западному образцу, так сказать, сменил кафтан на камзол.
2.)Отсюда явствует то, что интеллигенция, сформировавшая свои вкусы и привычки не на русской почве, а на европейской, просвещенная по европейскому либеральному образцу, видевшая идеалом общества французский высший свет, не могла укорениться на русской почве и дать здоровые плоды в последствии.
3.) И я понимаю, что интеллигенция оторвана от простого народа в смысле деятельности и образа жизни (который, как известно налагает отпечаток на личность - и внешне и внутренне), но при этом "петровская интеллигенция" была оторвана от народа и духовно, ибо она возникла не самобытно, а была скопирована с готовых образцов.
4.) Ярким примером такого интеллигента был дворянин Радищев, его традиции продолжали Белинский, Чернышевский, Герцен - уже разночинцы.
5.)Пушкин почувствовал неестественность нашей интеллигенции и обрушился с критикой на Радищева. Пожалуй, он был первым, кто свернул с западно-либерального пути на русскую дорогу. За ним последовали другие: славянофилы, Гоголь, Достоевский и почвенники, черносотенцы.
6.) Вы говорите, что прозападная интеллигенция плоха только для провосточной, но зачем Россию причислять к той или иной цивилизации, если она сама есть одна великая русская цивилизация подобная древнегреческой.
7.) И поэтому русская интеллигенция не может и не должна быть ни прозападной ни провосточной, она должна быть русской.
8.) Вы утверждаете, что кадрами революций и вообще левых идей были маргиналы и жиды. Но появление жидов на арене русской истории мы видим только в 20 веке, а называть целое левое движение, влиявшее на русскую мысль в 19 веке, маргинальным весьма нелепо. Более того: левое движение было самым мощным и передовым движением практически весь 19 век во всем цивилизованном мире. Не забудем также и то, что первыми революционерами были дворяне-декабристы, а вовсе не евреи или маргиналы.
9.) Однако же, Петр начал ломать вековые устои русские, за что его критиковали даже его сторонники из историков. И его интерес к европейскому в ущерб русскому, в том числе в деле просвещения, немало поспособствовал изменению облика русского дворянина, чего Петр не мог не наблюдать воочию.
1.) Будем мы, в угоду Вам, пользоваться термином "класс" или "сословие" - к делу не относится, а марксизм нашел свое место именно в Ваших рассуждениях. Был ли вчера некто крестьянином или купцом, попав на службу в окружение Петра, он, в итоге, получал дворянство, но в "культурную прослойку общества" (акцент на которую смещается) автоматически не попадал.
Тем не менее, "деклассировав" свою формулировку "петровской интеллигенции", и как-то странно перенеся её в качестве устойчивого определения для культурного императива, Вы ничуть не усилили своей аргументации.
Хотя бы потому, что некий общий "образ", характерный для эпохи Петра, выстраивался и наставлялся им в качестве передового для конкретной эпохи. А вот куда разнонаправленно устремлялись идеалы в ХIX веке - тема уже отдельного разговора. И потому Ваша новая попытка увязывания преобразований Петра, скажем, с причинами Октябрьского переворота не выглядит убедительно, скорее смотрится как притягивание за уши.
2.) Очевидно
не явствует, да и почва была родной. Позаимствованные "вкусы и привычки" накладывались на ранее существовавшие, позднее основательно переформировывались и естественным образом приобретали
национальный колорит. Лишь некоторые, совсем уж архаичные, были полностью вытеснены. Впоследствии, т.е. уже укоренившись на русской почве, эта
культурная подпитка дала просто массу замечательных плодов. Как например: современные и эффективные армию и флот (фамилии и войны известны), университеты и светское образование (фамилии ..), отечественную литературу и научные открытия (также череда ФИО), и так далее.
3.) Отмечу, что заговорив о "духовном отрыве" Вы (как и в случае с ”петровской интеллигенцией”) не конкретизировали, в чем, на Ваш взгляд, подразумевается этот отрыв. Вероисповедание, например, не менялось, и лучшие черты национального характера были сохранены.
Уточняю, что культурная прослойка страны духовно оторвана от простого народа не только всегда, но и
везде, если мы сравниваем их
мировоззрения. Это особенно очевидно с примерами отсталых и догоняющих государств. Но даже в целом известно, что краткосрочные связи возможны только на семейном уровне, где папа был “холоп”, сын "выбился в люди", и вырвавшиеся из прежней среды семьи сразу рвут связи с прошлым окружением. Поэтому обсуждать якобы возможную, гипотетическую духовную близость в некой волшебной стране, я не стану. Так как абстрактные "незримые духовные нити, связывающие культурную интеллигенцию со своим народом..." всегда и везде - фикция.
4.) О "ярких примерах", скажем, Радищеве с Пушкиным - ниже, а разбирать некоторые заблуждения пофамильно просто долго.
5.) Пушкин (он же наше ВСЕ), свернув, почувствовал и обрушился на Радищева... Извините, но он также "чувствовал", что его жена гуляет, но исследователи сходятся на том, что, видимо, ошибался. Следуя Вашей логики, этот квартерон что-то понимал лучше, чем действительно русские в вопросе какой должна быть русская интеллигенция, просто потому, что так хочется?
Пушкин был талантливым литератором и стихи ему удавались талантливые, но как нравственный ориентир для русского интеллигента он сомнителен, а вопросов, в которые лез, не всегда знал и понимал как следует. Пример его критики:
"Они возвратились в Россию (о Радищеве и товарищах)
, где служба и заботы семейственные заменили для них лекции Геллерта и студенческие шалости. Большая часть из них исчезла, не оставя по себе следов; двое сделались известны: один на чреде заметной обнаружил совершенное бессилие и несчастную посредственность (Козодавлев)
; другой прославился совсем иначе (Радищев).
О Козодавлеве, который, будучи еще обер-прокурором, писал:
"быть живописцам под ведомством духовнаго начальства неприлично...", и при котором декабристские кружки так и не выросли до организованного движения (то есть когда человек МВД РИ заведовал), судить так пристрастно и однозначно нельзя. Думал он трезво, а действовал последовательно, если уж оценивать его с профессиональной точки зрения. Да и стихи неплохие писал, ему даже завидовали.
О Радищеве же, который, по мнению Пушкина, например,
"не взял даже на себя труда выучиться порядочно латинскому и немецкому языку", в данном случае наш поэт просто
набрехал, что было впоследствии установлено.
Никуда на "русский путь" (спорное утверждение какой путь русский) он не сворачивал, зато под государя-Николая бывало прогибался. К тому же пописывал и такое:
"уроки чистого атеизма... система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но, к несчастию, более всего правдоподобная"(из вскрытого письма в период перлюстрации его переписки).
6.) Замечу, что попытавшись ответить на свой же вопрос, Вы опять ввели неоднозначное (спорное) понятие - "цивилизация", не предложив четкого определения, что само по себе не корректно.
Скажите, Вам приходилось критически разбирать это понятие, или цивилизацией может называется любая территория, отличающаяся культурной самобытностью? Болгария как - цивилизация? Конечно нет, а известная "особость" России не является чем-то исключительным, достаточно проехать по той же Европе и вникнуть в суть национальных различий.
Россия не по всем критериям подпадает под определение "цивилизации", как бы это не хотелось любителям громких эпитетов, использующих их спекулятивно. Поэтому, говоря о культуре нашей страны, скажу - она была ошибочно сформирована как
искусственный симбиоз из элементов европейской и византийской цивилизации, в которой вторая составляющая с каждым столетием, морально устаревая, играла все большую деструктивную роль.
7.) Единственное место, с которым вроде бы и спорить незачем. Наша интеллигенция должна быть именно русской, славянской по крови. Что не исключает и вливание генетически близкой европейской компоненты.
Допустимы лишь редкие, объективно оправданные исключения. Согласитесь, в случае принятия миллионом китайских инженеров Православия, мы не получим миллион новых русских интеллигентов.
Полагаю важны гены, а
все остальное, фасон кафтана, тип посуды и пр. - мелочи. Определенно такой подход только укрепляет понятие "культурная идентификация народа".
Также необходимо добавить, что интеллигенция в
светском государстве, даже включающая верующих людей, должна быть
светской.
В тоже время, никакой ”прозападной”(как Вы выражаетесь), или ”провосточной” (как я пошутил) интеллигенций нет вообще, это все - неловкие штампы.
Таким образом мы лишь говорим, что в наши дни кто-то думает,
что надо типа строить русскую цивилизацию, хотя России всего лишь следует вернуть общие изначальные ориентиры, помня, конечно же, о национальной самобытности. И экуменизм
на законодательном уровне мог бы помочь.
8.) Читая о массовом появлении жидов в левацком движении в конце XIX века, левого движения как такового - в середине, а декабристов - в начале столетия, я не забываю, что говорим-то мы о Петре I.
Во-первых, никакого другого осуществимого варианта, кроме двух:
петровского (во многом насильственного, во второстепенных вопросах даже ошибочного) и гнилого
культурного затворничества на манер улитки, у России тогда не было. Причем второй вариант нельзя было трогательно сохранять еще более, чем в течении ~50 последующих лет. Как это, скажем, удавалось осуществить в Японии даже более продолжительное время, но сидя в стороне, на островах, и которая, в конечном итоге, также вынуждена была пройти через болезненные, во многом схожие с петровскими, реформы.
Кто-нибудь из японцев волнуется сегодня о якобы потере ими культурных традиций в наши дни? Нет, и в том числе потому, что в Японии и буддистские монахи, и синтоистские служители просто не лезут в политику (как не в свои дела), а занимаются самобытной литургией.
Во-вторых, левое движение вообще и конкретно в России не верно отождествлять, не смотря на видимое сходство признаков российского с имевшими место в некоторых странах. В этом, как раз таки, я и усматриваю один из примеров
марксистского подхода. А уж действительно передовым левое движение в России не было точно, будучи последовательно безбашенным.
9.) не соглашусь, потому, что Петр в действительности не ломал, а трансформировал. Устои о которых ведете речь были не столько русскими, сколько православными и устаревшими. К тому же традиционные устои сами по себе не самоценны и, устаревая, могут становиться объективно вредными.
Критика вообще, любая - обычная реакция на перемены. Например, известно, что Петр прищемил хвост главному столпу дремучести в то время - Церкви. И правильно сделал, кстати говоря, "богу - богово...". Думаю согласитесь, что было бы оригинально, если бы церковники его начинания искренне восхваляли.