Цитата:
Владимир. значит ли это, что в средние века, когда не было у нас художественной литературы, а люди читали и сочиняли лишь литературу религиозную, люди эти были несравненно бездуховнее, чем люди, читавшие Пушкина и Белинского?
Нет, я этого и не говорил. Образованный, культурный христианин не духовнее христианина необразованного. И нельзя равнять литературу духовную с мирскою. Тут дело в другом. Можно жить в пещерах и быть христианином, занимаясь охотой, рыболовством и собирательством. Ведь не духовнее те христиане, которые пользуются электрическим освещением, чем те, которые использовали свечи и факелы. Но при этом электричество лучше тусклого света лампад и свечей. То же самое в искусстве: можно жить и без поэзии, но душа человека стремится к прекрасному, мы не имеем права заглушать в ней это стремление, данное Богом, напротив, необходимо всячески содействовать ему, способность к творчеству не есть потребность в развлечениях, это есть некое служение, также как человек, наделенный воинским талантом служит Господу, защищая Отечество, поэт служит Ему словом, воспевая красоту мира и человека и бичуя пороки, усовещевая ближних через воздействие на их сердца (что, согласитесь, поэты и писатели умеют лучше всего). Кроме того, истинная литература философична, она ведет к истине не путем логических рассуждений, а чрез интуицию, т.е. истина открывается непосредственно чувству человека, а через него - уму.
Да возьмите самого простого мужика из деревенских: он может сказать, что, мол, вся эта поэзия "барская утеха", "глупости для бездельников", но это не оттого, что ему чужда поэзия, а оттого, что он не приучен к ней с детства. Ему знакомо чувство любви к природе, но выразить эту любовь верными словами он не может, а поэзия это и есть язык души: чувства и мысли, передаваемые другому словесно. Хотя о стремлении к красоте говорит сама жизнь этого человека.