Белые люди
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Черновик [показать страницу] (сравнить) (+/-)
Последняя досмотренная версия (список всех) была проверена 31 декабря 2008. 4 правки требуют проверки.
Перейти к: навигация, поиск
Белые люди (также белые) — исторический и культурно-этнографический термин, употребляющийся в различных контекстах для описания европеоидного населения. Значение термина со временем менялось. В некоторых современных странах, особенно Нового Света (Америка), где население в силу относительно недавней массовой иммиграции и укоренившегося колониального менталитета классифицируется государством не по национальностям, а по расам, понятие «белые люди» устойчиво вошло в повседневную жизнь на официальном и бытовом уровне. Особенно это заметно в странах с крайне конфликтными межрасовыми отношениями (США, ЮАР и др.), где белые группы населения возводили своё доминирующее положение в обществе в ранг абсолютного превосходства над другими небелыми группами, применяя для этого административные методы систематической дискриминации (апартеид), сегрегации и т. д.
Считается, что своего наивысшего пика численность и доля условно «белых» достигла в начале XX века, когда массы европейских колонистов заселяли обширные пространства Земли, известные как переселенческие колонии (Сибирь, Канада, США, Аргентина, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия). Предположительно белые в то время составляли до 30 % населения планеты. В настоящее время после завершения демографического перехода в среде белого населения и значительного спада рождаемости, доля и численность белых постепенно сокращается (около 20 % мирового населения). Так, в конце XX — начале XXI века в ряде стран «белые» перестали быть большинством населения (Бразилия). В большинстве стран с традиционно значительным белым присутствием их доля продолжает быстро снижаться (Киргизия, США, ЮАР, Бразилия). В ряде стран белое население исчезло вовсе в ходе процесса деколонизации (Сомали, Мозамбик, Ангола, Зимбабве).
Содержание [убрать]
1 История
2 Подгруппы белого населения
3 См. также
4 Ссылки
[править] История
Термин «белые» для описания людей появился в средневековой Европе и особое распространение получил в ходе колониальных исследований и колониальных захватов, которые европейцы осуществляли в Америке, Азии и Африке в XV—XX веках, где понятие белый противопоставлялось всем другим небелым расам, которые получили свои названия по условной аналогии с цветами. Так, в мире не существует людей с белой кожей в прямом смысле слова. Даже у самых «белых» она желтоватая или розоватая. Точно также в мире нет в буквальном смысле жёлтых (азиаты), красных (индейцы) или чёрных (негры), но именно такие преувеличения получили распространение в речи белых колонизаторов.
Несмотря на то что европейская колонизация была начата Испанией и Португалией, расизм и подчёркнутое определение европейцев как белых началось лишь после выхода на колониальную арену северных европейских государств, представляющих не романские, а германские народы (Нидерланды, Германия и в первую очередь Великобритания). И это не случайно. В романских странах массовое межрасовое и межнациональное смешения с африканцами и азиатами[источник?] имело место ещё со времён Римской империи, что нашло свое отражение как в генотипе романских народов, так и в их фенотипе[источник?]. У славянских народов Европы, особенно южных[источник?], эти влияния также очень существенны[источник?]. У германских же в силу более дальнего северного положения подобные контакты были сведены к минимуму, а затем подчёркнутая эндогамия была возведена в ранг государственной политики с целью сохранения типично североевропейской внешности (нордическая раса). Причём белые были осознанно выделены из категории европеоидной расы вообще так как туда наряду с ними входили и другие «не совсем белые» группы. В конце XVII—XVIII веков в Великобритании белыми считались лишь англичане, голландцы, немцы и скандинавы[источник?]. Французы, итальянцы, славяне, балтийские народы, ирландцы, а уж тем более арабы, цыгане, евреи, индийцы и др. белыми не считались[источник?].
В третьем Рейхе против «небелого» населения (евреи, цыгане) был развернуты все административные методы, в том числе появилось новое течение в науке — научный расизм, когда высокопоставленные учёные проводили различные эксперименты, что доказать абсолютное превосходство белых над небелыми в умственном плане. Поляки и прибалты считались «не совсем пропащими» и рассматривались как «деградировавшие немцы», а потому им была предоставлена возможность ассимилироваться в немецкое сообщество, отказавшись от своего языка и культуры. Кроме того, белых постоянно натравливали на «небелых», придумывая мнимые или же преувеличивая явные угрозы со стороны небелых групп. Так появились понятия «Жёлтая опасность», «Натиск на Восток» и др.
Та же самая модель восприятия белого и небелого действовала в США с момента основания государства, хотя со временем, по мере иссякания потока североевропейских колонистов, в категорию белых всё же были включены ирландцы, славяне, итальянцы, евреи, и даже сирийские и ливанские арабы. Такое «послабление» объяснялось во многом тем что основное внимание в стране было обращено на поддержание институциональной дискриминации негров (афроамериканцы). С целью недопущения «бесконтрольного смешения белых с неграми», особенно после отмены рабства в 1864 г., в ряде южных штатов были введены законы Джима Кроу, получил распространение правило одной капли крови, а межрасовые браки были запрещены до 1967 г. Антагонизм между белыми и небелыми дольше всего сохранялся в ЮАР, где режим апартеида пал лишь в 1994 г.
Более дружественными отношения между белыми и небелыми группами в целом были в странах романской колонизации (Латинская Америка), где процесс метисации привёл к возникновению обширного класса метисов, мулатов и других переходных рас, смягчивших конфликтность на расовой почве. Такие страны как Бразилия даже получили статус расовых демократий. Романские колонизаторы относятся в основном к средиземноморскому типу белой расы. При этом даже в этих странах белые сохранили отчётливо доминирующее положение в политико-экономической сфере, а скрытый, завуалированный расизм по-прежнему имеет место.
|