Денег нет и не будет: инвестиционный коллапс оставит экономику без роста в 2026 году
По официальным прогнозам Минэкономразвития, в 2026 году российская экономика должна вырасти на 1%. Однако уже сейчас очевидно, что этот сценарий нереалистичен. Экономика входит в новый год с нулевым ростом, при этом сталкиваясь с одновременным ужесточением фискальной и монетарной политики. Как заявил в интервью Forbes бывший зампред ЦБ, профессор Олег Вьюгин, «компании зажаты с двух сторон: дорогими деньгами и повышенными налогами». Его расчёт — в 2026 году возможен не рост, а рецессия, особенно в первом квартале.
Этот вывод подтверждается данными по реальному сектору — в частности, по рынку специализированной техники, который является опережающим индикатором инвестиционной активности.
Рынок спецтехники: инвестиционный спад во всех сегментах
Согласно материалам Форума Ассоциации импортёров и производителей спецтехники (4 декабря 2025 г.), выпуск спецтехники в России в январе–сентябре 2025 года сократился по всем ключевым направлениям:
- Сельскохозяйственная техника: –30% к аналогичному периоду 2024 года.
- Строительно-дорожная техника: умеренное снижение (точные цифры не публикуются, но по оценкам участников рынка — от –10% до –15%).
- Подъёмно-транспортное оборудование: стабильный уровень, обусловленный продолжающимся вводом складских комплексов в сегменте e-commerce.
Важно: импорт сократился примерно в той же пропорции, что и отечественное производство. Это означает, что повышение ставок утилизационного сбора, введённое в 2024 году с целью стимулировать импортозамещение, не привело к росту выпуска внутри страны. Вместо этого рынок перешёл в режим консервации: компании, ожидая удорожания ввоза, совершили массовые закупки в 2024 году, а в 2025 году — резко сократили заказы.
По косвенным оценкам, основанным на данных стран-партнёров (Китай, Беларусь, Турция), объёмы поставок спецтехники в Россию в 2025 году упали на 25–30%, что коррелирует с падением внутреннего выпуска. Никакого структурного сдвига в пользу российских заводов не произошло.
Причина спада — не в санкциях, а в условиях финансирования
Основной фактор снижения спроса — высокая стоимость заемного капитала. Ключевая ставка ЦБ с августа 2024 года остаётся на уровне 16%. Ставки по лизингу и инвестиционным кредитам — от 20% до 25% годовых. При таких условиях обновление парка техники экономически нецелесообразно.
Кроме того, в 2024 году наблюдался инвестиционный перегрев: по данным Росстата, ввод в действие машин и оборудования вырос на 18% за счёт опережающих закупок. В 2025 году последовал естественный откат. Но в отличие от предыдущих циклов, государство не смягчает условия — напротив, ужесточает их.
С 1 января 2026 года вступает в силу пакет мер по повышению налоговой нагрузки:
- Рост НДПИ для нефтегазового сектора на 5–7%.
- Увеличение страховых взносов для малого бизнеса (отмена льгот по патентной системе).
- Расширение базы налога на имущество организаций за счёт включения нематериальных активов.
Совокупный эффект, по оценкам ВШЭ, — дополнительная нагрузка на бизнес в размере 0,8–1,2% ВВП. Это происходит на фоне стагнации реальных доходов населения (–3,2% в 2024 г., по данным Росстата) и снижения потребительского спроса.
-Финансовая система: рост «плохих» долгов
Ситуация усугубляется деградацией качества кредитного портфеля. По данным ЦМАКП (Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования), по итогам девяти месяцев 2025 года:
- Объём кредитов с просрочкой свыше 90 дней превысил 2 трлн рублей — рост в 1,6 раза за год.
- Доля таких кредитов в совокупном портфелю банков — 7%.
- В розничном сегменте просрочка (90+) — 12,9%, в корпоративном — около 5%, но с чёткой тенденцией к росту.
ЦБ РФ утверждает, что рисков нет: 90% проблемных кредитов покрыты резервами. Однако аналитики ЦМАКП предупреждают: пик корпоративных дефолтов придётся на III–IV кварталы 2026 года, когда исчерпаются запасы прочности у предприятий, работающих в условиях нулевого роста и высоких издержек.
Ключевые триггеры возможного кризиса:
1. Высокая долговая нагрузка — средний долг/EBITDA у средних предприятий превышает 5x.
2. Снижение прибыли в реальном секторе — по итогам 2025 года падение на 8–10% (оценка Минэкономразвития).
3. Жёсткая кредитная политика — банки сокращают выдачу инвестиционных займов, особенно в регионах.
Бюджетная ловушка
Если экономика не вырастет, а налоговая нагрузка возрастёт, фактическая собираемость окажется ниже плановой. В бюджете-2026 заложены доходы в размере 31,7 трлн рублей — рост на 12% к 2025 году. Для их достижения необходим рост ВВП не менее 2–3%. При нулевом или отрицательном росте — это невозможно.
Вьюгин справедливо отмечает: у власти остаются два варианта — резать расходы или увеличивать дефицит. Первое означает сокращение социальных трансфертов, программ поддержки и госинвестиций — что усилит спад. Второе — рост заимствований внутри страны, что усилит давление на ставки и инфляцию, заставляя ЦБ удерживать ставку на высоком уровне.
Третий путь — стимулирование предложения: заморозка тарифов естественных монополий, снижение административных барьеров, удешевление энергоресурсов для промышленности. Но такой сценарий не соответствует текущей доктрине «финансовой ответственности», ориентированной на сдерживание спроса, а не расширение предложения.
Российская экономика в 2026 году столкнётся с инвестиционной депрессией, вызванной сочетанием высоких налогов, дорогих денег и отсутствия реальных стимулов для обновления основных фондов. Рынок спецтехники — лишь один из симптомов. Аналогичные тенденции наблюдаются в станкостроении (–22% по данным Росстата за 9 мес. 2025 г.), лёгкой промышленности (–18%), машиностроении (–11%).
Плановый рост в 1% — техническая фикция, необходимая для балансировки бюджета. Реальность — стагнация с элементами рецессии. И если политика ЦБ и Минфина не изменится до середины 2026 года, последствия могут выйти за рамки отраслевых спадов — вплоть до системного кризиса ликвидности в банковском секторе.
https://dzen.ru/a/aTaTWbtzKFXfHG28