Там же.
Цитата:
Гомеопатические разведения и концентрации
Гомеопатический препарат с разведением «15C». При таком разведении препарат не содержит ни одной молекулы исходного вещества.
Процесс разбавления, уменьшения концентрации исходного вещества в гомеопатии именуется «потенцированием» или «динамизацией». Такое название подчёркивает, что, согласно вере Ганемана[14], разведение, сопровождающееся встряхиванием (или растиранием для нерастворимых веществ, таких как кварц или раковины устриц), активирует «витальную энергию» разводимого вещества и усиливает («потенцирует») его целебные свойства.
В гомеопатии применяются «десятичные» (1:10) и «сотенные» (1:100) разведения, обозначаемые римской цифрой X (или буквой D) и римской цифрой C соответственно. Эти разведения повторяются многократно, число повторений при этом обозначается цифрой перед символом разведения. Например, повторённое три раза десятичное разведение (1:1000) обозначается «3D», а повторённое двенадцать раз «сотенное» (1:1024) — «12С». Иногда применяют разведения 1:50000, обозначаемые «LM».
Русский изобретатель Семён Николаевич Корсаков предложил для «сотенных» разведений выливать исходный раствор из сосуда и вновь наполнять его нейтральным растворителем. Предполагается, что на стенках сосуда при этом остаётся приблизительно одна сотая от исходного объёма. Такие разведения обозначаются добавлением буквы «К», например «12СК».
Большинство препаратов сегодня представлены разведениями от 3X до 30X, но встречаются и бóльшие разведения[15].
Разведение 1 моля «чистого» препарата до концентрации 1 : 6,022⋅1023 (по классификации гомеопатов 11,89С или 23,78D — округления степеней до сотых долей) будет содержать только одну молекулу исходного вещества. Таким образом, вероятность того, что 1 моль разведения 13C содержит хотя бы одну молекулу исходного вещества, равна 1 %, для 14С 0,01 % и т. д., вероятность того, что эта молекула содержится в одной дозе препарата, — соответственно ещё меньше.
Разведения с индексом 40С приблизительно соответствуют 1 молекуле на всю наблюдаемую Вселенную, а с индексом 200С (Анаферон, Оциллококцинум) 1 молекуле на, соответственно, 10320 Вселенных[16]. Практически можно считать, что разведения с «гомеопатическим индексом» 12С и выше не могут оказывать никакого физического влияния, однако некоторые гомеопаты считают, что действие препарата при высоких разведениях даже усиливается, объясняя это тем, что «вода обладает памятью», осуществляющей передачу биологической информации. Но современные научные данные о физико-химических свойствах воды и растворов исключают возможность существования «памяти воды»[17]. Гипотеза о существовании «памяти воды» не подтверждена проводившимися исследованиями[18][19].
В жидкой воде присутствуют водородные связи между атомами водорода и кислорода соседних молекул, но установлено, что эти связи в воде полностью перемешиваются каждые несколько десятков квадриллионных долей секунды[18], так что в жидкой воде происходят непрерывные процессы распада и образования локальных ассоциатов из молекул. Из этого следует, что любые возмущения, тем или иным способом внесённые в структуру воды, начнут изглаживаться немедленно после удаления источника возмущений[17]. Иными словами, с любой актуальной для пациента точки зрения долговременной «памяти» у жидкой воды не имеется[18].
Проблему составляет также то, что при больших разведениях количество примесей в гомеопатическом лекарстве неизбежно окажется больше, чем действующего вещества. Это связано с тем, что:
в веществе, на котором готовят разведения (вода, сахар), всегда есть примеси;
водные растворы выщелачивают стекло пробирки, а сахар при перетирании захватывает частички ступки и сам претерпевает химические превращения;
во время любого разведения в раствор могут попадать частички пыли, состав которых практически непредсказуем;
никак не объясняется механизм «забывания» водой информации, содержащейся в ней до гомеопатических манипуляций.
Таким образом, даже если допустить наличие у вещества памяти, непонятно, почему вещество должно помнить именно то, что в него добавили на первых стадиях изготовления препарата. Частицы загрязнений, очевидно, должны оказывать большее влияние на гипотетическую структуру воды или сахара, чем то вещество, от которого не осталось ни одной молекулы. Кроме того, гипотеза «памяти воды» никак не объясняет механизм передачи «памяти» сахару и прочим балластным веществам, из которых состоят гомеопатические таблетки. Наиболее популярные формы выпуска гомеопатических препаратов представляют собой именно таблетки и гранулы, не содержащие не только активного вещества, но и «гомеопатической воды», поэтому гомеопатический принцип «памяти воды» фактически не имеет никакого отношения к такого рода гомеопатическим средствам[18].
Также, если гомеопатические принципы верны, разведение должно усиливать не только положительные действия активного вещества и примесей, но и отрицательные (побочные эффекты). Например, использование в гомеопатии кофеина как снотворного должно приводить к развитию тромбоза[20][21]. Поскольку гомеопатические средства не вызывают появления у пациентов огромного количества побочных эффектов согласно множеству неизбежных примесей (практически вся таблица Менделеева в следовых количествах присутствует в растворителях), то это указывает на несостоятельность принципов гомеопатии.