АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
Борт лоукостера «Победа» не успел приземлиться, люди во Внуково замерзнуть, а аэропорт Шереметево наполниться журналистами и зеваками – Навальный был сразу арестован и отправлен под стражу. В связи с возбужденным уголовным делом и до решения суда по поводу дальнейшей меры пресечения. Так прошло возвращение в Россию оппозиционера Алексея Навального после нескольких месяцев пребывания в Германии, куда он был доставлен в гипогликемической коме в конце августа.
Задержание – обычное дело в жизни оппозиционного политика, которое происходило с ним не однажды. Всегда рядом были сторонники, говорившие о «политических репрессиях», всегда были равнодушные люди на фоне, которые заметно оттеняли своим молчаливым большинством несколько сотен симпатизантов Алексея. Но на этот раз, при внешней схожести событий, мы чувствуем, что происходящее не лишено чего-то принципиально нового. Суть изменений неуловима – она не скрывается в деталях дела или в сумме его отдельных эпизодов. Она практически не очевидна. И все же если каждый спросит сам себя: «Меняется ли мир, в котором я живу, стремительно и резко, и если да, то какое отношение имеет к этому Навальный?...» – усмотрит что-то новое в ответе на этот вопрос, что не сможет сформулировать, но и не сможет не заметить.
Мир меняется – с Навальным или без. Самое удивительное и печальное, что он меняется не в направлении к чему-то, а обрушивается, как ветхое здание, стоя на месте. Политический каркас российского общества (это далеко не только руководство страны), призванный связывать путь из прошлого в будущее политического развития России, если раньше хоть немного соответствовал своим задачам, сейчас перестал даже делать вид, что намерен им соответствовать. Брошенное на произвол судьбы российское общество осталось один на один с надвигающейся волной разрушений, связанных с глобальным переделом мира. Разруха, стоящая перед глазами – не объективная данность, а проекция внутренней растерянности, которую ощущает социум при отсутствии политической направленности своего развития. Государственная система устранилась от выполнения своих задач. И все те многочисленные социальные и бытовые проблемы, которые существовали всегда, стали явно бросаться в глаза и складываться в удручающую и фатальную картину. Деятельность Навального, одна и та же, что десять лет, что десять месяцев назад, стала все больше приобретать значимость в обществе. При этом Навальный не делает ничего нового – его разоблачения и критика власти не способны вывести общество из обрушения политической системы.
Навального стали сравнивать с Лениным апреля 1917 года. Дескать, как и тогда, приехал в «пломбированном вагоне», и даже из страны той же самой – Германии – так и теперь Навальный возвращается домой из Берлина. Что-то в этом есть, особенно, если вспомнить, что Ленина доставили в день Светлого Христова Воскресения – на Пасху 1917-го, а Навального – в канун Крещения Господня. Однако есть существенная разница. В семнадцатом году Ленин не был широко известен, его деятельность была подпольной, методы – радикальны и принципиально новы, а сам он – почти не узнаваем. Появление такого провокатора всероссийского масштаба имело в себе потенциал резкого смена политической повестки с последующим приходом к власти мало кому известными и поэтому совершенно «свежих» и «любопытных» для народа людей. Навальный хорошо известен, и, на наш взгляд, не способен стать источником принципиального социально-психологического слома в общественном сознании. А значит, у него будет мало шансов на полноценный успех. Или этот успех станет длящимся коматозным безумием общества, которое вслед за полосой безразличия в отношениях с действующей властью позволит прийти к ней власти новой, которая будет еще более далека, безразличная и холодна в коммуникации со своим народом.
Смена фигур на шахматной доске того, что осталось от российской политики, не принесет перемен – особенно к лучшему. Народ, отрекшийся от Царя и Отечества в 1917 году, стоит на пороге исчерпания своих исторических сил и возможностей. Сбросив последний вклад пассионарной энергии в общую систему через бойню на Донбассе, российское общество движется в сторону своего «энергетического минимума» – то есть к тому моменту, когда сил на самоорганизацию вообще не будет. Этот момент не станет временем революционных событий и крупных социальных потрясений. Они происходят наоборот на большом «энергетическом» подъеме. Это будет печальное разложение последних основ русской народной государственности и вместе с этим – самого строя русской жизни. И судя по всему, 2021 год отметится резкой активизацией этого процесса. И если власть останется прежней, этот процесс будет проходить так же, как сейчас, только быстрее. А если ей на смену придет кто-то другой из тех, кто может сейчас прийти – станет только хуже.
В момент, когда бесконечно повторявшийся и закореневший грех не уврачевался покаянием, а перешел в состояние второй натуры русского народа, когда отречение от Царя лежит в основе всего последующего политического процесса 104-й год, а проклятие соборных клятв 1613 года – отметина нации – остается только ждать и надеяться на то, что молитвы немногих праведников смогут приклонить милосердие Божие к нам и стать источником неожиданного воскресения и перемены русского народа, его возвращения к истокам и корням. Однако если это и произойдет, то исключительно за пределами сегодняшнего политического процесса. Да, это раз и навсегда изменит всю политическую жизнь, но это ворвется в ткань ее структуры извне, из недр народной жизни. А пока возвращение Навального, как и его арест, не имеют к жизни русского человека и народов России никакого отношения.
Царский Крест
|