В 1950-1953 на территории Кореи бушевала война между северной и южной её частями. США напрямую послали свои войска, флот и авиацию на помощь Южной Корее. Советский Союз и Китай помогали Корее Северной. Китайцы направили на полуостров армию «добровольцев», наши лётчики-истребители защищали небо Северной Кореи.
Американская авиация в период Великой Отечественной с безжалостной жестокостью бомбила территории Германии и Японии, уничтожая не столько военные заводы и армию противника, сколько мирное население. Американцы полагали, что в Корее повторится то же самое, но жестоко просчитались.
Правда, после окончания войны их печать так описывала потери авиации противоборствующих сторон: по их подсчётам в Корее было сбито 2300 «коммунистических» самолётов, а их собственные потери, включая союзников, всего 114. И в то же самое время специальная служба спасения 5-й американской воздушной армии, воевавшей в Корее, хвалилась своим достижениями - за период войны ей удалось спасти не менее 1000 терпевших аварию лётчиков… Это с 114 самолётов? И без учёта тех, кто погиб в воздушных боях и попал в плен к северо-корейским войскам (И кто-то после этого говорит о геббельсовской пропаганде или пропаганде под идейным руководством товарища Суслова… Нет, эти признанные фальсификаторы бледнеют перед идеологическими факирами «свободного мира»!- ред.).
По иным – менее известным американским данным - выбытие американской авиатехники за период войны составило около 4000 единиц. По советским данным наши лётчики провели 1872 воздушных боя, в которых сбили, по меньшей мере, 1106 американских самолётов. По меньшей мере - по той причине, что сбитым считался тот вражеский самолёт, чьи обломки упали на территорию, контролируемую северокорейцами. Упавшие на территорию, занятую противником, или в море, сбитыми не считались. Тем самым, специалисты полагают, что Русские лётчики уничтожили до 2500 американских самолётов. Наши боевые потери составили 335 самолётов, небоевые потери - ещё 10 самолётов. Лётчики союзников СССР - китайцы и корейцы - сбили 271 самолёт противника при 231 своих потерь, т.е. опять-таки американцы не блеснули боевым мастерством. Итого: наши потери составили 566 машин против минимум 1377-ми американских. Мифические результаты, которыми оперирует американская статистика, лежит, в частности, на совести лётчиков-янки, которые, как видно, приписками не гнушались. А наши воздушные асы реактивной авиации, как ни крути, были и остаются лучшими в мире.
Капитан Н.В. Сутягин сбил 23 американских самолёта. Всего 51 Русский лётчик уничтожил более 5 вражеских машин. У американцев таких асов оказалось сорок.
Такие результаты, разумеется, достигнуты в ходе ожесточённых воздушных боёв, где противник имел количественное превосходство и обладал первоклассной авиационной техникой. Им пришлось защищать небо Кореи от тяжёлых бомбардировщиков Б-29 («летающих суперкрепостей»). «Суперкрепости», как и их предшественники «летающие крепости» Б-17, были лучшими на тот момент стратегическими бомбардировщиками в мире. Четыре мощных двигателя несли «суперкрепость» со скоростью свыше 550 км/ч на высоте до 10000 метров. Очень «живучие», с размахом крыла 43 м, хорошо вооружённые, они наводили ужас на противника. Такой самолёт мог нести более 9 тонн бомб. Если ж «суперкрепости» выстраивались строем в несколько сот машин, то, казалось, всё небо укрыла чёрная туча. Целые области Германии и Японии были опустошены варварскими бомбардировками, погибли сотни тысяч людей, в основном мирных жителей. Именно с Б-29 была проведена атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Б-29 был хорошо защищён и от атак истребителей, имея на борту 10 крупнокалиберных пулемётов и 20-миллиметровую пушку. Ни хвалёные гитлеровские асы из «Люфтваффе», ни фанатичные лётчики-самураи не смогли противостоять армадам воздушных монстров. На «суперкрепостях» имелись радиолокационное оборудование и автоматика наведения бортового оружия. Как говорится, очень крепкий орешек. Кроме того, американские бомбардировщики вылетали на боевые задания под защитой современных на ту пору американских реактивных истребителей Ф-86 «Сейбр» и британских Мк-8 «Метеор».
Но и отечественная промышленность к тому времени наладила выпуск реактивных истребителей «МиГ-15», не уступавших по лётным характеристикам и вооружению авиации противника.
Рассказывает капитан П.С. Милаушкин, сбивший 11 американских самолётов:
«Большой бой был 9 апреля 1951 года, когда нашему полку пришлось отражать большие силы бомбардировщиков Б-29 в боевых порядках звеньев по 3-4 самолёта друг за другом «кишкой» - всего не менее 80 самолётов. Эта «змея» охранялась «Тандержетами» с обеих сторон и на высоте 8000 м направлялась бомбить плотину, ГЭС («гуманные» американцы хвастались, что вбомбят Корею в каменный век - ред.), аэродром Сингисю (Синыйджу). За ней шла вторая волна из примерно 70 бомбардировщиков. Мы взлетели всем полком, построились в боевой порядок эскадрилий с разницей в высоте 800-1000 м, обнаружили противника. И вот со стороны солнца три эскадрильи пошли в атаку. Первая атака была настолько для них неожиданной, что стрелки не успели открыть оборонительный огонь. Пушки моего самолёта работали безотказно. Вспышки разрывов были видны на фюзеляже и плоскостях.
Вторую атаку выполняли по другой тройке Б-29. Когда вышли на дистанцию открытия огня, я увидел множество вспыхивающих «лампочек» - всё пространство задней полусферы «крепостей» было закрыто сплошным заградительным огнём. Ведущий бьёт по правому самолёту, а я - по левому. В прицеле отчётливо видны детали самолёта Б-29. Нажал гашетку, мои снаряды начали рваться на правой плоскости и моторах. Чтобы с ним не столкнуться, я резко ушёл вниз и вправо, о чём передал ведущему, но ответа не было…
На подходе к аэродрому появились наши самолёты с разных направлений, но на одной высоте - суета! Обрадовался позывному своего ведущего - он жив! После посадки нас радостно встречали техники, оружейники, механики, мотористы. Весь бой они видели с земли. Видели, как падали с горящими дымными шлейфами и удирали на восток хвалёные «крепости» вместе со «сверхкрепостями». Задача нами была выполнена, многие лётчики записали на свой счёт сбитые. Мне удалось сбить два самолёта Б-29. Потерь в полку не было, но царапин много, в том числе и моего ведущего.
Герой Советского Союза генерал-майор Г.А. Лобов, командир 64-го истребительного авиакорпуса, совершил 15 боевых вылетов, сбил 4 американских самолёта:
«Американцы в налёте применили 21 самолёт Б-29 и для их обеспечения около 200 истребителей различных типов. Мы располагали на аэродромах Аньдун и Мяогоу всего 56 МиГ-15. 12 машин было оставлено в резерве на случай прорыва противника к переправам и прикрытия аэродромов, а 44 введено в этот воздушный бой.
Противника удалось перехватить на подход к Намси. Пока заслон Ф-86 разыскивал наших у реки Ялуцзян, судьба боя и участь Б-29 были решены. 22 пары «МиГов», стремительно пикируя через строй истребителей непосредственного прикрытия на скорости около 1000 км/ч, атаковали бомбардировщиков. 132 скорострельных авиационные пушки били по врагу. Истребители Ф-84 и Ф-86 прикрытия, поскольку «МиГи» пронизывали их боевые порядки, в панике отворачивали в стороны. Четыре машины, зазевавшиеся с манёвром, были тут же сбиты.
Первая же атака «МиГов» оказалась сокрушительной. Б-29 ещё до подхода к цели, теряя горящие и падающие машины, быстро отвернули к спасительному для них морю.
Поскольку маршрут «крепостей» пролегал всего в 20-30 км от береговой линии, за которой действовать нам было запрещено, части бомбардировщиков удалось уйти.
На аэродром Намси в этом налёте не упало ни одной бомбы. Американцы в панике бежали, если можно применить это слово к громадным четырехмоторным бомбардировщикам. В этом бою был сбит и разведчик, которому надлежало подтвердить фотоконтролем результаты бомбометания по аэродрому. Чисто количественные итоги боя выглядели так: по нашим данным, противник потерял 12 Б-29 и 4 Ф-84. Многие самолёты получили повреждения. Мы потеряли один МиГ-15.
Результаты «чёрного вторника» потрясли командование ВВС США и вызвали тревогу у высшего руководства американских вооружённых сил. Для расследования причин столь тяжёлого поражения и принятия мер из США в Корею срочно прибыли высокопоставленные эмиссары. Три дня вообще ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия «МиГов».
Потеряв в нескольких воздушных боях 69 тяжёлых бомбардировщиков Б-29, американцы отказались от дневных бомбардировок. После Корейской войны эти самолёты вообще были сняты с вооружения.
А.Ю.Пушкарев.
Летчики ВВС СССР , получившие звание Героя Советского Союза в ходе Корейской войны:
Бойцов Аркадий Сергеевич 14.07.1953 г. 16-й ИАП ПВО
Бахаев Степан Антонович 13.11.1951 г. 523-й ИАП
Гесь Григорий Иванович 10.10.1951 г 176-й ГИАП
Докашенко Николай Григорьевич 22.04.1952 г 17-й ИАП
Карелин Анатолий Михайлович 14.07.1953 г. 351-й ИАП
Крамаренко Сергей Макарович 10.10.1951 г 176-й ГИАП
Лобов Георгий Агеевич 10.10.1951 г. 303-я ИАД
Михин Михаил Иванович 14.07.1953 г. 518-й ИАП
Науменко Степан Иванович 12.05.1951г. 29-й ГИАП
Образцов Борис Александрович 10.10.1951г. 176-йГИАП*
Оськин Дмитрий Павлович 13.11.1951г. 523-й ИАП
Охай Григорий Ульянович 13.11.1951г. 523-й ИАП
Пепеляев Евгений Георгиевич 22.04.1952г. 196-го ИАП
Пономарёв Михаил Сергеевич 13.11.1951г. 17-й ИАП
Пулов Григорий Иванович 22.04.1952г 17-й ИАП
Самойлов Дмитрий Александрович 13.11.1951г. 523-й ИАП
Сморчков Александр Павлович 13.11.1951г. 18-й ГИАП
Стельмах Евгений Михайлович 10.10.1951г. 18-й ГИАП*
Сутягин Николай Васильевич 10.10.1951г. 17-й ИАП
Субботин Серафим Павлович 10.10.1951г. 176-й ГИАП
Шебанов Фёдор Дмитриевич 10.10.1951г. 196-й ИАП
Щукин Лев Кириллович 13.11.1951г. 18-й ГИАП
* - посмертно
Публикую фотоматериалы для статьи.
Вот,что удалось пока откопать:
Пендосовский B-29 "Superfortress"
B-29 SUPERFORTRESS (Стратегический бомбардировщик):
Пендосовский B-17 "Flying Fortress"
B-17А FLYING FORTRESS Тяжелый бомбардировщик:
B-17B FLYING FORTRESS Тяжелый бомбардировщик:
B-17C FLYING FORTRESS Тяжелый бомбардировщик:
B-17D FLYING FORTRESS Тяжелый бомбардировщик:
B-17E FLYING FORTRESS Тяжелый бомбардировщик:
B-17F FLYING FORTRESS Тяжелый бомбардировщик:
B-17G FLYING FORTRESS Тяжелый бомбардировщик:
Пендосовский F-84 THUNDERJET:
F-84A(D) THUNDERJET (Истребитель-бомбардировщик):
F-84E THUNDERJET (Истребитель-бомбардировщик):
F-84F THUNDERSTREAK (Истребитель-бомбардировщик):
F-84G THUNDERJET (Истребитель-бомбардировщик):
Пендосовский F-86Sabre(Сабля):
F-86L Sabrejet (истребитель-перехватчик):
F-86K Sabre(истребитель-перехватчик):
F-86H Sabre(многоцелевой истребитель):
F-86E Sabre(многоцелевой истребитель):
F-86D Sabre Dog(истребитель-перехватчик):
F-86A/B Sabre(многоцелевой истребитель):
Английский истребитель Мк-8 «Метеор»:
Meteor F.8 (истребитель-перехватчик):
Meteor F.4 (истребитель-перехватчик):
Советский Миг-15:
МиГ-15бис, оборудованный заградительной системой "Град"
МиГ-15бис,оборудованный системой "Гарпун"
МИГ-15(с) (фронтовой истребитель):
МИГ-15(св) (фронтовой истребитель):
МИГ-15(су) (фронтовой истребитель):
МИГ-15бис(град) (ударный истребитель):
МИГ-15бис(иб) (истребитель-бомбардировщик):
МИГ-15бис (СА) (Фронтовой истребитель):
МИГ-15бис (СД-5) (Ударный истребитель):
МИГ-15бис (СД-21) (Ударный истребитель):
МИГ-15Пбис (СП-1) (Истребитель-перехватчик:)
МИГ-15Сбис (Истребитель сопровождения):
Их там ещё целая куча модификаций,могу ещё выложить.
Какие ещё найти?
Я чего,типа внештатного консультанта по военной технике?