Александр Вильчинский писал(а):
Уже говорил в другой теме, что ЮАР времён апартеида создан европейско-американскими либерал-демократами временно, для поддержания противовеса СССР в регионе.
Я бы не был столь категоричен. ЮАР
не стали душить, потому что у демократам было не до нее, и на повестке дня были разборки с СССР. Но однако политика самой ЮАР была далека от пролиберальной. Дабы не быть голословным приведу объемный отрывок из цитированного уже труда Д. Жукова "Апартеид. История режима."
Цитата:
Симпатии к германскому национал-социализму вообще были в тот период чрезвы-чайно распространены в африканерском обществе. Премьер Герцог оказывал решительную поддержку Гитлеру в проведении кампании за возвращение Германии отнятых колоний, и считал национал-социализм идеологией, вполне соответствующей моральным и религиозным воззрениям африканеров. Министр юстиции и обороны Освальд Пироу несколько раз посещал Европу, где засвидетельствовал почтение Гитлеру, Герингу, Муссолини и Франко.
На территории ЮАС действовала Национал-социалистическая партия Южной Афри-ки. Особенно активны были нацисты в Юго-Западной Африке, по-прежнему густо населенной немецкими колонистами. Здесь постоянно устраивались демонстрации, входе которых митингующие нередко срывали с правительственных зданий британ-ские флаги и вывешивали вместо них флаги Германии. В 1936 году правительство ЮАС назначило следственную комиссию, которая доложила о существовании разви-той сети ячеек нацистской партии, групп "Имперского трудового фронта" и "Гитлерюгенда" не только в Юго-Западной Африке, но и в самом Союзе.
Нацистская доктрина "почвы и крови" обрела среди многих африканеров горячих сторонников. Распространен был также и антисемитизм. Малан, еще будучи министром внутренних дел, предложил закон об иммиграционных квотах, с целью резкого сокращения еврейской иммиграции (принят 1 мая 1930 года). Тем не менее, евреи продолжали приезжать в Южную Африку, особенно после прихода к власти нацис-тов. В 1933 году в ЮАС из Германии прибыло 624 иммигранта (из них 204 еврея), в 1934 – 1026 (из них 452 еврея), в 1935 – 996 (410 евреев), в 1936 – 3648 (2549 ев-реев).
С 1 ноября 1936 года вводились новые иммиграционные ограничения. Пока запрет не вошел в силу, 600 еврейских беженцев из Германии зафрахтовали судно "Штутгарт" и отправились в Южную Африку. Националисты тут же развернули мощную пропагандистскую кампанию, а когда 27 октября "Штутгарт" прибыл в Кейптаун, "Серые рубашки" устроили в городе грандиозный митинг протеста. Можно предста-вить себе ощущения вырвавшихся из Германии евреев, когда, сойдя на землю, они увидели перед собой море знамен со свастикой, а беснующийся оратор д-р Т. Денгес (впоследствии министр финансов ЮАС) с импровизированной трибуны провозгла-шал: "Евреи – это не поддающийся ассимиляции элемент, в какой бы стране они не жили!".
В кампанию травли евреев включились и африканерские газеты. Редактор йоханнес-бургской "Ди Трансваалер" д-р Хендрик Фервурд (будущий премьер-министр ЮАР) заявлял о необходимости сохранения пропорций участия в экономической жизни и предлагал систему квот для евреев во всех отраслях предпринимательства, иллюст-рируя свои "построения" следующими фактами: "65 % юридических контор Йохан-несбурга принадлежат евреям, из адвокатов 45 % – евреи". К слову, противники Фервурда из англоязычной газеты "Стар" однажды написали, что ему духовно "бли-же Берхтесгаден" (альпийская резиденция Гитлера), чем Южная Африка.
Другой будущий премьер-министр и президент ЮАР, Балтазар Форстер в те же годы перевел на африкаанс "Майн Кампф" и заявлял следующее: "Мы выступаем за хри-стианский национализм, который является союзником национал-социализма. Если хотите, можете назвать его антидемократическим принципом диктатуры. В Италии это называют фашизмом, в Германии – национал-социализмом...".
Националисты требовали полного запрещения еврейской иммиграции, закрытие для евреев и "не ассимилирующихся" рас доступа к ряду профессий, запрета менять имена и фамилии, включения в избирательные списки только граждан ЮАС, исклю-чая из них еще не натурализовавшихся евреев.
Во второй половине 1930-х годов было организовано Южно-Африканское христианское национал-социалистическое движение, возглавил которое Иоганнес фон Штра-ус фон Мольтке. Целью организации была "борьба за уничтожение развращающего влияния евреев в экономике, культуре, религии, этике и государственных делах и за восстановление европейского арийского контроля в Южной Африке на благо христианских народов".
Главным врагом радикальные националисты считали не просто "английский импе-риализм", а "англо-еврейский империализм". Так, Малан утверждал, что Смэтс хочет превратить Южную Африку в придаток "еврейско-империалистической военной ма-шины".
Воссоединенную национальную партию Малана поддержала также внушительная часть священнослужителей реформаторских церквей и межцерковные организации, такие как, например, Кальвинистская ассоциация Южной Африки и Федерация каль-винистских студенческих союзов. В этот период происходило активное проникнове-ние в сферу теологии полуфашистских и крайне националистических тенденций. Особенно бурную деятельность развила группировка пасторов, получивших теологи-ческое образование в университетах Германии, где они испытали сильное влияние философии Фихте. В эту группировку входил ряд профессоров Почефструмского университета, в частности, Я. дю Тойт. Они писали, что "африканерский кальвинист может искать и найти силу только в союзе с другими христианами – представителями народа, поскольку нашему существованию как народу различными путями угрожают империалисты, евреи, цветные, туземцы, индийцы, африканерские ренегаты и т.д. Всего лишь небольшая часть нашего народа по своей воле и осознанно принадлежит к кальвинистам, в то время как большая часть народа через его организации или вне их только интуитивно и непоследовательно является кальвинистами".