Чин Миропомазания Царей Русских при венчании их на Царство
“Священное Миропомазание Царей есть священнодействие, в котором сообщается им благодать Святаго Духа для укрепления в выполнении высшего служения на земле.
Состоит оно из чина Венчания, иначе Коронации, и чина Миропомазания. У нас в России, чин этот совершается в Московском Успенском соборе.
Чинопоследование начинается молебном о здравии Их Императорских Величеств, за которым следует служба часов.
Во время чтения часов приносятся в храм Царские регалии (порфира, корона, скипетр и держава). Епископы в полном облачении встречают регалии каждением и окроплением Святою водою, и остаются при входе в храм для встречи Их Императорских Величеств.
При вступлении в собор Императора и Императрицы, один Митрополит приветствует Их и дает Им
целовать Крест, а другой Митрополит окропляет Их Святою водою. Их Императорские Величества идут в храм в предшествии Епископов, делают земной поклон пред Царскими вратами, прикладываются к местным иконам и, взойдя на Трон, садятся на приготовленные Им
Престолы (седалища) посреди церкви, а Епископы становятся по обеим сторонам от Трона к Царским вратам.
Во время этого входа поется псалом (100-й): “…милость и суд воспою Тебе, Господи…” Когда Их Величества сядут на Престолы, первенствующий Митрополит (теперь Патриарх – здесь и далее прим. “ПР”) входит на амвон Царского Трона и спрашивает у Государя о Его вероисповедании. Император в ответ на это читает вслух Символ Веры.
После всенародного исповедания Веры Царем начинается чин Венчания, иначе Коронования. После пения “Царю небесный…” произносится великая ектинья, с присоединением прошений о благословенном Царствовании; затем поются: “Бог господь…” и тропарь: “Спаси, Господи люди Твоя…” и читаются паремия, Апостол и Евангелие.
Паремия (Ис.49,13-19) говорит о покрове Божием над Царем; Апостол (Рим.13,1-7) – о повиновении Царям; Евангелие (Матф.22,15-23) – о подати Кесарю. По прочтении Евангелия Император облачается в порфиру (пурпурную одежду) и надевает цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, которые подносит Митрополит (Патриарх). При этом облачении Митрополит произносит:
“Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. По облачении в порфиру Император преклоняет главу; и когда Митрополит осеняет Его поверх главы Крестным знамением, крестообразно возлагает руки на главу Его и молит, чтобы “Господь помазал Царя елеем радования, одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честнаго, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на Престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство”.
После этой молитвы Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом (Патриархом), венец (корону) и сам возлагает его на Свою главу, причем Митрополит говорит: “
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь”. По возложении Государем на Себя короны Митрополит объясняет
значение Коронования: “Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийского Престола, венчает видимо Царь славы Христос…” Потом Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом, в правую руку скипетр (трость-жезл), а в левую руку – державу (небольшой шар – символ подвластной области); причем Митрополит (Патриарх) произносит: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”.
После этого Митрополит (Патриарх) говорит Царю о значении скипетра и державы:
“Богом венчанный, Богом дарованный и Богом приукрашенный, Благочестивый, Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Всевышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия”
Приняв Царские регалии, Император садится на Престол (трон) и, положив скипетр и державу на подушки, поданные Ему сановниками, призывает Государыню Императрицу. Ея Величество встает со Своего Престола, становится на колени пред Государем Императором. Император снимает с Себя корону, прикасается к голове Императрицы и потом возлагает корону на Себя, а на Императрицу возлагает меньшую корону, поднесенную Ему сановником. После Коронования Императрицы на Нее возлагается порфира и цепь ордена Святаго Апостола Андрея Первозванного, и Она садится на Свой Престол. Тогда диакон возглашает многолетие Их Императорским Величествам (как бывает на Царских часах). После многолетия Государь становится на колени и вслух произносит молитву, в которой просит Господа:
“Настави Мя в деле, на неже (на которое) послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем…” Чин Коронования оканчивается молитвою, произносимою Митрополитом (Патриархом), с коленопреклонением всех присутствующих и пением песни: “Тебе Бога хвалим”. Вслед за этою песнею начинается Литургия.
По книге Платона Архиепископа Костромскаго «Краткое православное учение о вере и нравственности христианской.», г. Москва, 1892 г.
http://www.otechestvo.org.ua/hronika/20053/h702.htm