Эти предания и припомнили староверы, и на выводах из него построилось всё свое тогдашнее смущённое и смятенное душевное состояние. Целый трактат, «Книга о вере» указывал 1666 год как год великой грозы и несчастья для церкви. Русские люди припоминали пророчества апокалипсиса и рассчитывали, основываясь на этой книге, что если в 1666 году надо ждать антихриста, то раз в апокалипсисе стоит, что царство этого врага Божьего продлится два с половиной года, то конец миру наступит в 1669 году. Впечатление от этих выкладок было такое сильное, что во многих местностях тогдашней Руси с осени 1668 года люди перестали заниматься обыденными делами своими, забросили поля, не пахали, не сеяли; с 1669 года бросили и избы, собирались под открытым небом, молились, постились, каялись друг перед другом в грехах, приобщались святыми дарами, освященными ещё до Никона, и ждали с замиранием сердечным каждой полуночи, так как в полночь, по преданию, раздастся страшный звук трубы архангельской, возвещающий пришествие Сына Божьего для последнего суда над миром. Но 1669 год прошёл, не принеся никаких ужасов: всё в мире стояло неколебимо и нерушимо. Одни стали тогда говорить, что нечего ждать чувственного антихриста, видимого и осязаемого, нельзя и буквально понимать всё сказанное о нём, антихрист придёт и восцарится духовно, да он и пришел уже духовно и царствует. Другие победоносно возражали против этого мнения, доказывая что Святое Писание ясно говорит не о духовном, а именно о чувственном антихристе, и что по воле Божьей не исполнился еще фиал его гнева, что возможно еще торжество правой веры: она не может не торжествовать если переживаемая время далеко еще от конца вселенной.еще раз пересмотрели все сказания и пророчества и нашли большую ошибку в прежних выкладках. Дело в том , что считали годы от Рождества Христова, а сатана был связан на тысячу лет при Воскресении Христовом.Пришествие антихриста надо отодвинуть на срок всей земной жизни Господа- на 33 года и ждать его, следовательно, в 1699 году, конца же вселенной в 1702 году. Гонения на староверов наступившие при царевне Софии напряженности ожидания скорого второго пришествия Спасителя не уменшили.Когда по закону царевны Софии староверам грозила смерть, напряженному уму староверов казалось лучше самим пойти навстречу смерти чем причащаться антихристовым князем и ждать скверного прикосновения к себе слуг антихриста.С 1666 года по 169о сгорело в гарях не менее 20.000 человек, при чём количество жертв на отдельных гарях доходило до 3.000 человек.В среде ревнителей древнего благочестия поднялись голоса резко осуждавшие обычай « противозаконных самоубийственных смертей».наиболее уважаемые иноки и учителя собравшись числом до 200, единогласно осудили это ужас.Добровольные смерти были признаны противными Христову учению, учению апостолов и всех святых.Старец Евфросин составил в 1691 году сильное «отразительное писание» против самосожженцев, безпощадно осуждавшее ревность проповедников огненной смерти, как неразумное и бесовское навождение. Приближался роковой 1699 год.В смятенном народе как и у староверов так и у новообрядцев шли толки, что не всё то ладно обстоит в православном царстве. Молодой царь Пётр сдружился с немцами, се время проводит в проклятом Кукуе, с немцами табак носом пьёт, с немками танцует, стрельцов что за истину стояли, не любит, завёл себе солдат немецких, и вот еще, к немцам уехал, и что он там делает, никому не ведомо.Но вот 25 августа 1698 года за 5 дней до наступаления нового 1699 года, когда ожидалось появление антихриста, возвратился из заграницы в Москву царь Пётр
|