Димитрий Витальев писал(а):
Сергѣй писал(а):
Это к чему?
И касаемо митрополита Филиппа - с ним как быть, тоже всё неправда???
Не убивали его, РПЦ нам врёт?..
Ну, да, Филиппа, конечно. Факт убийства по приказу Царя не доказан.
Угу, записи с камер не предъявлено))...
Вообще, меня очень радуют здешние "православные"...
Значит, куче басней, которые в Предании и Житиях нахадятся - мы верим на слово... Даже если историки об этом и не слышали...
А вот факту, принимаемому историками - мы не верим...
Выборочная такая вера - где удобно, верим Преданию, где удобно - науке... а где ни то ни другое не устраивает - хоть Фоменке...
Цитата:
Гибель
Вскоре Филипп был сослан в отдалённый Отроч Успенский монастырь в Твери, а царь казнил ещё ряд Колычёвых. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить благословения на поход[62]. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа:
Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал:
— Владыка святой, дай благословение царю идти в Великий Новгород.
Но Святой отвечал Малюте:
— Делай, что хочешь, но дара Божиего не получают обманом.
Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою.
— Димитрий Ростовский. Жития святых[11]
Выйдя из кельи, Малюта отправился к настоятелю и стал обвинять его в том, что по недосмотру в келье Филиппа было так жарко, что тот умер от угара[63]. Состоялись спешные похороны, и Малюта покинул монастырь[64].
Версия об убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым является традиционной в историографии, её разделяют как историки XIX века: Н. М. Карамзин[31], С. М. Соловьёв[65], Н. И. Костомаров[36], так и XX века: Г. П. Федотов, Р. Г. Скрынников[49], а также богословы и церковные историки такие, как митрополит Макарий (Булгаков)[17], А. В. Карташёв[66]. Сторонники канонизации Ивана Грозного пытаются выдвинуть свои версии произошедшего[67], но их мнение не находит поддержки[68]. Как говорит Дмитрий Володихин:
Все источники уверенно сообщают об акте убийства, совершенного Малютой, притом в полном согласии между собой, хотя и созданы лицами, независимыми по отношению друг к другу, в разных местах, в разное время и в разных обстоятельствах. А версия об «изменниках», сгубивших Филиппа помимо Малюты, является поздней спекуляцией, опирающейся на вольную фантазию. Ни один текст XVI века её не подтверждает.[69]
Возможно, на убийство опального Филиппа имелось тайное указание Ивана Грозного, так как Скуратов не мог самостоятельно решиться на убийство известного церковного деятеля и остаться безнаказанным.[12] По мнению профессора Р. Г. Скрынникова, убийство было совершено с согласия царя[49]. Основным источником версии об убийстве митрополита по указанию царя выступает житие, написанное в конце XVI века[70], а также несколько летописных упоминаний позднего происхождения и ряд воспоминаний современников (подробнее см. раздел Источники и историография). Окончательно установить, действовал ли Скуратов по прямому указанию Ивана Грозного, нельзя. Однако, по всей вероятности, царь знал, что убийцей является Скуратов, и никак не наказал его[71].
А простите, суд над свт.Филиппом - это не по указанию Царя делалось???
Хула на Церковь удалена. А.Р.