Новомученики Российские N 98
Епископ Никита

Дорогие читатели! Материалов по российским новомученикам крайне мало, и каждый новый факт из жития новых святых удаётся находить с трудом. Многие материалы грешат безобразным литературным языком, однообразностью, малым количеством ярких жизненных событий того или иного новомученика. Данный материал про епископа Орехо-Зуевского Никиту, к сожалению, не является исключением, но редакция считает, что даже те скудные факты, которые удалось найти, являются крайне ценными.


... Листая страницы книги жизнеописаний Новомучеников и Исповедников Российских, я задержал свой взгляд на одной фотографии. Как много могут сказать фотографии, сделанные в тюрьме! Ведь это время великих нравственных и физических страданий. Многие из этих людей уже знают, что скоро будут стоять у края свежевырытой могилы и ждать того выстрела, который оборвёт их земную жизнь. И вот, смотря на эту фотографию, я отметил: “Какое спокойное лицо”. Глаза опущены, по всей видимости, человек погружён в молитву. Кажется, ничто земное его уже не волнует, он всецело предан Воле Создателя. Кто этот человек? Читаю: «Епископ Никита. Москва. Таганская тюрьма 1937 год». Епископ! Пытаюсь представить его в полном архиерейском облачении. Как он выглядел тогда? Во всём виде должно было быть что-то властное, торжественное. Но куда-то на задний план уходит внешнее в его облике. Нет, именно в этой фотографии раскрывается подлинное величие и святость души этого человека.

...Священномученик Никита (Фёдор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покрове Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Фёдор Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.

В 1898 году Фёдор Петрович женился на дочери соборного протоиерея, и в этом же году был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.

В 1907 году от него ушла жена, и семью восстановить не удалось.

В 1909 году отец Феодор был уволен по прошению за штат и в 1910 году стал студентом Московской Духовной Академии. В 1915 году он заканчивает Академию со степенью кандидата богословия и короткое время трудится в её стенах. 17 июля 1916 года отец Феодор был награждён камилавкой за самоотверженный труд в обстоятельствах военного времени.

В это время Господь сводит его с епископом Пермским и Кунгурским Андроником (Никольским), и он по приглашению владыки переезжает в Пермь, где становится настоятелем Петропавловского кафедрального собора. В 1919 году священник Феодор Делекторский возводится в сан протоиерея.

После оставления Перми Белой армией отец Феодор остаётся в городе и принимает монашеский постриг.

В 1922 году он назначается настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове Владимирской губернии и благочинным всех городских церквей.

12 мая Никита, уже будучи архимандритом, был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.

По прибытии в Бугульму он был тут же арестован и обвинён в связи с белочехами во время Гражданской войны. Но это обвинение доказано не было, и через месяц владыка был выпущен из тюрьмы.

В 1925 году власти снова арестовали епископа Никиту и обвинили в том, что он совершал богослужения без разрешения местных властей как Православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону (законной религиозной организацией власти признавали лишь обновленцев). После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобождён.

В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году уволен за штат по собственному прошению.

Венцом смирения перед Волей Божией стало принятие на себя епископом Никитой подвига нестяжания и юродства.

В 1930 году во время одной из поездок в Москву владыка был арестован и приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен на строительство Днепрогэса. В заключении ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем. В 1934 году епископ Никита возвратился в Орехово-Зуево и поселился в общежитии, населённом в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что перед ними ушедший за штат епископ, но даже они относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Будучи абсолютно нищим, сам подвижник находил возможность благотворить. Все деньги, которые ему жертвовали его духовные дети, он раздавал нуждающимся. Себе же на пропитание он зарабатывал собственноручно, собирая и сдавая утильсырьё.

13 октября 1937 года епископ Никита был арестован сотрудниками НКВД и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начался допрос, который продолжался беспрерывно в течении трёх суток. Долгий изматывающий допрос сводился к одной только цели - выявить антисоветскую деятельность владыки и назначить наиболее часто применяемое тогда наказание для духовенства - расстрел.

- Вы имеете определённое место жительства и место службы? - спрашивал следователь.

- Определённого места жительства и места службы я не имею, - следовал ответ.

- По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?

- Документов никаких не имею, и нигде на жительство не прописан.

- В каком сане вы ранее состояли и какой имеете в данный момент?

- Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени…

Наличие сана следователь счёл вполне достаточным для изобличения антисоветской деятельности епископа. А через несколько дней нашлись иуды-свидетели, которые показали, что владыка им как-то говорил:

- Обязанность каждого истинного пастыря - побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия Церквей, организовать верующих вокруг Церкви для её защиты.

17 ноября “тройка” НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу, как «нелегального епископа Истинной Православной Церкви и контрреволюционера». Расстрелян он был 19 ноября, через день после приговора, и погребён в безвестной общей могиле на полигоне в Бутово под Москвой.

На Архиерейском Соборе 2000 года епископ Никита причислен к лику святых. Память его празднуется 6\19 ноября.

О «полигоне» в Бутово нужно сказать особо.

Первый расстрел был произведён там 8 августа 1937 года. Расстреляли 91-го человека. Самые многочисленные расстрелы пришлись на декабрь 1937 и на февраль 1938 года: 8 декабря было расстреляно 474 человека, 17 февраля - 502 и 28 февраля - 562 человека.

В Бутово расстреливали людей всевозможных профессий и сословий. Больше всего - крестьян, которых иногда расстреливали целыми семьями. Более трети от общего числа расстрелянных - заключённые Дмитлага «каналармейцы» - учёные, строители, поэты, священнослужители, учителя, много рабочих.

В начале 1938 года началась тайная кампания по изъятию инвалидов из тюрем и лагерей. После медицинского подтверждения инвалидности без пересмотра дела и доследования многих приговаривали к Высшей Мере. Не способных к труду: слепых, глухонемых, без рук или ног или просто тяжело больных расстреливали только за то, что их отказывались принимать в лагерях.

Число убиенных представителей Русской Православной Церкви в Бутове - около 940. В 1937 году началось новое наступление на Церковь: было закрыто 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев, семь из которых были расстреляны на Бутовском полигоне.

Сто сорок человек, расстрелянных в Бутове, уже причислены к Лику Святых. Всего же там расстреляли 21 тысячу человек.

В середине 1950-х годов Бутовский «полигон» обнесли высоким деревянным забором. Территория строго охранялась. Кроме чекистов, здесь никто не бывал.

В августе 1997 года по благословению Патриарха в Бутове на небольшом участке были произведены раскопки. В них принимали участие археологи, специалист по тканям и обуви, судебно-медицинский эксперт, специалист по огнестрельному оружию. Был вскрыт участок погребального рва площадью 12,5 кв.м. То, что открылось глазам исследователей, не поддаётся описанию. Вповалку, вперемежку, как в могильнике для скота, лежали убитые люди. На открытой поверхности захоронения были обнаружены останки 59 человек, предположительно мужчин, в возрасте 25-50 лет. Пока нет единого мнения, нужно ли тревожить эту гигантскую братскую могилу.

... Люди, безумно восхваляющие Сталина, вызывают у меня искреннее удивление.

Литература:

Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики и исповедники Русской Православной Церкви 20 столетия» (Тверь, изд. дом “Булат”, 2001);

Л.Головкова, «Московские расстрелы» Доклад на девятых Рождественских чтениях.




Следующая статья     Содержание номера