Всякая ли власть от Бога? Чёрная Сотня № 49-50

На вопрос читателя из Вятки отвечает священник Алексий Остаев.

Апостол Павел, казалось бы, прямо и недвусмысленно говорит:

"... нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены, посему противящийся власти противится Божию установлению".

Однако лукавый человеческий ум с помощью диавола эти простые и ясные, на первый взгляд, слова извращает в собственную противоположность, и, что самое удивительное, заставляет уклоняться с прямого "Царского пути" в две крайности. Одни, усматривая недостатки в нынешних правителях, отказываются вообще признавать всякую светскую, а потом - и духовную власть, оставляя над собой только власть собственных похотей, порока и греха, другие же любого нечестивца и негодяя, ставшего у кормила власти, готовы признать за "установление Божие" и подчиниться ему, опять-таки с тем, чтобы он - нечестивый властитель - не мешал им свободно предаваться своим собственным страстям и похотям. Причем и те, и другие пытаются оправдываться Святыми словами Апостола Павла.

Но разберем все по порядку.

Во-первых, надобно начало 13-й главы Послания Апостола Павла к Римлянам прочитать полностью с первого стиха по седьмой включительно. Апостол сам истолковывает свои вышеприведенные слова: "Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь злое, бойся, ибо не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое".

Во-вторых, приведем слова Святого Блаженного Феофилакта, епископа Болгарского, который обращает внимание на то, что хотя "существующие власти от Бога установлены", не каждый начальник поставлен Богом, и здесь Апостол говорит не о каждом начальнике в отдельности, но о самом принципе начальства, как об отражении небесной иерархии в земных властных установлениях, как о деле премудрости Божией. Здесь речь идет о всякой власти и о всяком начальствовании вообще, отца ли над сыном, мужа ли над женою и даже те, которые существуют между животными, например. между пчелами, муравьями, журавлями, рыбами, - все установлены Богом.

Нечестивец же, и богоборец в особенности, будучи начальником, извращает, дискредитирует саму природу власти, сам богохульствует и другим подает повод к хуле на Бога, будто бы Он, Всевышний, ставит нечестивца в начальственные должности. Нечестивцы у власти не установлены Богом, а попущены Им до времени, либо за наши грехи, либо нам для испытания, как мы поведем себя при безбожной власти: пойдем ли мы с нею на компромисс, станем ли сотрудничать с нею во зле или противопоставим ей свою волю, стойкость в добре даже до смерти?

Особенно наглядно это видно при демократическом устройстве общества и власти: безбожный народ и правителей себе избирает безбожных, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4,3) и подавали бы свободу для разгула страстей и похотей. Богобоязненный человек власти не избирает, но, полагаясь на волю Божию, во-первых, молится о властях: "Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте," во-вторых, и это самое главное, всей своей жизнью, всей своей деятельностью всячески и активно способствует приходу такой Богоустановленной власти.

Итак, власть, иерархия как таковые - созданы Богом, но не всякий властитель от Бога, далеко не всякий, а таковых очень и очень мало! И бороться надо не с властью, как таковой, не с иерархией, установленной Богом, а с нечестивцами, пришедшими к власти.



Следующая статья     Содержание номера