Оглавление №54

                                                                                                                                                                 

Должны ли Русские каяться перед Польшей?
Многим ли польские власти отличались от власти большевиков?

Время от времени то один, то другой польский политик подаёт голос по поводу исторической вины России перед Польшей, однозначно прибавляя требования военных репараций за "причинённый ущерб". Вот только несколько примеров:

Патрик Який, заместитель министра юстиции, сентябрь 2017 г.: "Россияне тоже должны понести ответственность за то, что они сделали Польше".

Ярослав Качиньский, председатель консервативной партии «Право и справедливость», в 2006-2007 годах - премьер-министр Польши, январь 2020 г.: "Мир знает правду: именно сталинский Советский Союз вторгся в Польшу 17 сентября 1939 года. Это были советские солдаты и палачи НКВД, которые в 1940 году убили сотни тысяч польских офицеров.... Россия тоже должна платить. Но я не думаю, что наше поколение увидит, как Москва примет свою ответственность. У наших претензий нет срока давности".

Павел Яблонский, заместитель министра иностранных дел, январь 2020 г.: "Тему военных репараций от России нужно постоянно поднимать, потому что срок действия таких вопросов не истекает".

Или даже так - Яцек Чапутович, министр иностранных дел, февраль 2020 г.: "Я также думаю, что этот исторический спор с Россией мы определённо выиграли. Россия попыталась навязать своё повествование истории, однако это не удалось".

То есть, в чём виноваты перед Польшей Россия, Советский Союз, лично Сталин, в Варшаве знают досконально, а вот, мягко говоря, грешки самой Польши и в упор видеть не хотят. Примечательно, что поляки в период своей независимости до Второй Мировой войны пошли по стопам своих злейших врагов: большевиков - в смысле уничтожения Православных храмов - и укро-националистов - в смысле утверждения незаконной церковной автокефалии.

Но обо всём по порядку.
Несмотря на отдельные успехи, Первая Мировая война складывалась для Русской армии в целом неудачно. В 1915 году были потеряны Галиция с городом Львовым, Польша с Варшавой, часть Белоруссии, Волыни, Литвы. Православное население из Польши и Литвы вместе с духовенством массово эвакуировалось вглубь России. В результате на местах остались не более 10 священников и иеромонахов и два Архиерея - Архиепископ Виленский Тихон (Белавин) - будущий Патриарх - и викарный Епископ Волынской епархии Дионисий (Валединский).

После окончания войны церковная жизнь в Польше вроде стала налаживаться, но произошло другое важное историческое событие: неудачная для Советской России советско-польская война, завершившаяся Рижским мирным договором 1921 года, по которому новая советско-польская граница проходила значительно восточнее т.н. "линии Керзона" - условной границы России и Польши, предложенной победившими странами Антанты в 1919 году. В результате Западная Украина и Белоруссия остались за поляками, что имело далеко идущие последствия.

В первый год польской власти на Холмщине (нынешняя восточная часть Польши, тогда практически полностью заселённая русскими), в Гродненской епархии, Виленщине, Полесье, Волыни, в коренной Польше было отобрано более 400 Православных церквей. Польское правительство называло эту акцию "ревиндикацией", т.е. возвратом прежним владельцам. "В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, - говорил Православный сенатор польского сената В.В.Богданович, - во время Божественной Литургии, ворвался в церковь в Новом Дворе (Гродненская епархия) полицейский Александр Боцьковский, с шапкой на голове и с винтовкой на плече, и громко потребовал прекращения Богослужения и оставления церкви всеми, так как он должен её запереть. Несмотря на просьбы верующих... полицейский упорно требовал исполнения своего приказания и, по удалении всех, церковь была запечатана, а потом... разрушена. Таким же образом, с большим ещё насилием, оскорбляя храмы выкидыванием честных икон и иконостасов, церковной утвари и богослужебных облачений, были отобраны церкви в Белице, Бенице и Собор в городе Лиде (Виленской губернии), а также и во многих других местах. Хитростью был отнят Собор в Вильно, подобным образом, при помощи поддельных ключей, отобрали Благовещенскую церковь и Женский Мариинский монастырь в Вильно же, а утварь церковную просто разграбили. Неоднократно церковная утварь продавалась на рынке, а один католический ксендз имел смелость принести на продажу некоторые церковные вещи в Виленский Епархиальный (православный) Склад".

Самым вопиющим деянием польской власти в первые годы независимости стало уничтожение величественного кафедрального православного собора св. Александра Невского в центре Варшавы. История его строительства и варварского уничтожения вкратце такова. Мысль о необходимости строительства Православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И.В. Гурко, герой Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. По его словам все тогдашние Православные храмы Варшавы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города. Гурко направил специальную записку на Высочайшее имя, и она получила одобрение у Императора Александра 3-го. Значительную часть средств на строительство собора составили добровольные пожертвования со всей России, включая Императорскую Семью. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утверждённая Александром 3-м 13 января 1894 г. В том же году началось и само строительство на Саксонской площади. Рядом с храмом была заложена 70-метровая соборная колокольня, вершина которой стала самой высокой точкой города.

Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции. Всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!) произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. 20 мая 1912 года собор был торжественно освящен во имя благоверного великого князя Александра Невского. Но в таком состоянии собор пробыл недолго. После захвата немцами Варшавы собор был превращён в гарнизонный католический костёл св.Генриха.

После объявления польской независимости не прошло и трёх месяцев, как варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе всех (за исключением двух) православных церквей, в том числе и Александро-Невского собора, который местные "искусствоведы" объявили малоценным и к тому же занимающим слишком большую площадь.

Разрушение собора шло постепенно, несколько лет. Против этого варварства выступили не только Православные, но и некоторые поляки-католики. Например, польский писатель и драматург Стефан Жеромский предлагал сохранить храм хотя бы в виде музея, архива или гарнизонного костёла. Но что они могли сделать в условиях русофобского угара, если местные власти даже выпустили нечто вроде "ценных бумаг", обеспеченных стоимостью материала, полученного в результате сноса здания, дабы "каждый поляк мог стать причастным к этому делу". Для окончательного разрушения собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя тактику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам.

Александро-Невский собор был разрушен на пять лет раньше, чем храм Христа Спасителя в Москве. Но если большевики совершили своё преступление за один день, то польские паны глумились над храмом несколько лет.

Православные соборы разрушались в Люблине, Калише, Влоцлавке, Плоцке, Кольцах.

Польские власти отбирали у Православных не только храмы, но и имущество на основании Декрета об отчуждении земель для нужд земельной реформы. Например, в городе Вильно был отобран архиерейский дом, купленный в своё время на средства православного населения без всякого участия правительства. В этом доме находилась архиерейская домовая церковь, которая была разрушена, церковная утварь и иконостас исчезли, а в самом храме иезуиты устроили кинотеатр (чем отличались от большевиков?). Были отобраны земли у Зименского, Дерманского, Корецкого, Жировицкого монастырей. На Волыни были изъято имущество Мелецкого Духовного училища в селе Мациове. Отобрана и передана католикам знаменитая церковь в селе Маломожейкове Лидского уезда, построенная на средства Императора Александра 1-го в память войны 1812 года. Разграблено имущество Острожского Кирилло-Мефодиевского братства в городе Острог. Та же часть постигла и Луцкое Крестовоздвиженское Братство. Везде, кроме городов и крупных поселений, было прекращено преподавание Закона Божия на том основании, что оно велось по-русски.

В результате антиправославного разбоя за первые 10-12 лет самостоятельного существования Польши было разрушено, закрыто, отобрано более 500 храмов.

Чтобы придать вид законности творившемуся произволу, польские власти вкупе с римо-католической иерархией устроили массовую компанию судебных исков к Православным в рамках упоминавшейся уже "ревиндикации". Летом 1929 года католические духовные власти предъявили в Окружных судах 724 иска об изъятии из рук Православного населения храмов и церковного имущества, хотя многое из этого уже более 100 лет принадлежало Православному населению. Помимо церквей католики хотели отобрать и монастыри - Виленский, Дерманский, Жировицкий, Зимненский, Корецкий, Кременецкий, Мелецкий и даже Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Размах гонений на православных был таков, что против него выступил даже глава греко-католиков (униатов) митрополит Андрей Шептицкий.

Расчёт был на то, что Православные, лишившись своих храмов и пастырей, потянутся от безысходности к католические костёлы, к униатам или же в незаконную, неканоничную польскую автокефалию - полную аналогию современной нам ПЦУ на Украине.

Варшавский Митрополит Дионисий - сам, кстати, человек антирусских взглядов - вынужден был в Рождественском послании 1929 года прямо сказать:
"Нашу Святую Православную Церковь в Польше посетил Господь в истекшем году бедствием, равным избиению Вифлеемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более двух миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни".

Несмотря на все отрицательные стороны деятельности польского Синода, при нём всё-таки была создана "особая комиссия", где собрались выдающие юристы, причём не только Православные, но и католики, которым пришлось отстаивать права Православного народа в Наивысшем Суде - нечто вроде нашего Верховного Суда. Очевидное превосходство было у католической стороны, которую открыто поддерживали не только польское правительство, но и сам Ватикан. И случилось практически чудо: юрисконсульт Священного Синода К.Н.Николаев - бывший присяжный поверенный Киевской судебной палаты - сумел разыскать распоряжение Генерального Комиссара Восточных Земель и фронта, ещё от 22 октября 1922 года, никем не отменённое, которое гласило, что изъятие святынь от Православного духовенства и передача их католикам могли иметь место в каждом конкретном случае только на основании распоряжения Начальника Округа. Этот документ и стал основанием для определения Наивысшего Суда в Польше, исключившего право римо-католического костёла добиваться судебным порядком признания за ним собственности православных храмов, монастырей и их имущества. Это была крупная победа Православной Церкви в защите своих интересов над политикой "ревиндикации", больше походившей, как бы сейчас сказали, на рейдерский захват.

Неудача в деле изъятия церковного имущества "законным" путём не остановила противников Православия в Польше. Они взялись за Виленскую и Кременецкую духовные семинарии. Обе они подверглись "реформированию" и превращены из семинарий в польские средние учебные заведения.

Планы были грандиозные - привести в католичество 300-350 тысяч Православных. Результаты этой компании оказались ничтожными: за целый год в католичество перешло лишь около 4 тысяч человек, да и те при первой возможности снова шли в Православные храмы.

В апреле-месяце 1938-го в Холмщине началось массовое закрытие не только храмов, но и молитвенных домов. Проделано это было накануне Святой Пасхи, и люди вынуждены были молиться под открытым небом.

Просто закрыть Православные храмы польским властям показалось мало, началось их разрушение. Так была разобрана церковь в Ошове, Тышовицах, Голубцах, Заборцах, Панкове, Юрове и других местах. В Тышовицах, например, местный чиновник объявил Православному благочинному, что все закрытые в уезде Православные храмы будут разобраны, чтобы "они своим видом не напоминали населению Советской России". Уцелевшие закрытые храмы переосвящались католическими ксёндзами, разъезжавшими по селениям в сопровождении чинов полиции. Православные священники подвергались штрафам или выселялись.

Степень издевательства над Православными показывает следующий эпизод, произошедший в местечке Турковицы. Каждый год 15 июля там происходили, большие церковные торжества в честь Иконы Турковицкой Божьей Матери. Обыкновенно на эти торжества собиралось до 15-20 тысяч паломников. В 1938 году, невзирая на все внешние препятствия, в Турковицы также собралось очень много молящихся, и праздник прошел с большим религиозным подъемом. Но не успели ещё паломники разъехаться по домам, как приехавшие на другой день, в сопровождении полицейских, рабочие разобрали единственную маленькую церковь до основания.

В результате за апрель-июль 1938 года в Польше было уничтожено 108 Православных храмов. Большим размахом репрессий против Церкви могли похвастаться только большевики в самый пик гонений.

Варшавский Митрополит Дионисий тщетно обращался к властям за содействием. Он посылал телеграммы Министру юстиции, Генеральному прокурору Польской Республики, Премьер-министру, посещал последнего лично, прося о прекращении разборки храмов, и даже добился аудиенции у Президента Республики, но не достиг никаких результатов. Телеграфировал Митрополит Дионисий и Маршалу Польши Рыдз-Смиглому, умоляя его "во имя справедливости и христианской любви дать распоряжение о прекращении разрушения Божиихдомов". Телеграммы остались даже без ответа.

Честные, здравомыслящие поляки понимали гибельность выбранного правительством пути. Так, известный польский публицист Станислав Мацкевич, главный редактор виленской польской газеты "Слово", писал:
"Дело 4-х миллионов Православных, составляющих более 11 процентов населения Речи Посполитой Польской, не является вопросом, который можно было бы разрешить конфискациями. Мы все, весь польский народ, почувствуем следствия ошибок, вытекающих из легкомысленной и на так низком уровне стоящей интеллектуальной политики нынешнего правительства".

Его слова оказались пророческими. Прошёл всего год, и германский Вермахт вместе с Красной армией разгромили Польскую республику.

При написании статьи были использованы материалы книги А.К.Свитича "Православная Церковь в Польше и ее автокефалия" и сайта http://www.pravoslavie.ru

А.Ю.Пушкарёв

Оглавление №54