Кипелов талантлив, но его талант ограничен сферой рок-музыки, имеющей развлекательно-попсовую направленность. Хотя даже в этих рамках ему удаётся иной раз преодолеть границы жанра и творить истинное искусство, но это скорее вопреки, чем благодаря рок-музыке. Если бы рок-музыка была высоким искусством, она бы оставила истории имена, сравнимые с классиками, но все громкие имена, оставленные ею - это идолы, вознесённые на поверхность вкусом толпы, а не печатью гения. Чем же отличается первое от последнего? Ведь могут спросить: как установить, что Чайковский и Моцарт вознесены именно печатью гения, а не вкусом толпы? Чем Моцарт лучше Хендрикса или Моррисона? Внешне - ничем. В обоих случаях - успех, талант, слава и признание потомков. Но следует ли полагаться на мнение толпы? "А судьи кто?" Может, общепризнанные объективные искусствоведы в очках? Но и там - разброд мнений. Так как же определить - где действительно высокое искусство, а где - масскульт и "попса"?
Ответ на самом деле прост: где не ритмы, не "драйв", не "тяжесть" музыки, не её "танцевальность" и прочие внешние критерии определяют ценность музыкального произведения, а только её внутренняя глубина, только её способность вызвать умственную работу и напряжение духовных сил, где не эффектом достигается возвышенное и приподнятое настроение, а
осознанием внутренней логики музыкального произведения, когда совершенный мелодизм сливается с мыслью и понуждает прежде всего
спокойно и
со всей ясностью духа осмысливать музыкальное произведение, а не
тащиться или
кайфовать от него - тогда - то есть когда совершается работа духа и ума - и постигаешь, что пред тобой - не порождение масскульта, а истинное произведение искусства. И этому - способности умом и всем своим духовным настроем - сохраняя покой и трезвость духа осмысливать высокое музыкальное произведение, которое при всей своей внешней спокойности творит бурю в душе, невозможно научиться от искусствоведов и музыкантов, это даруется лишь через собственный опыт и через собственное мироощушение. Поэтому люди, привыкшие к "Рамштайну" и "Доорз", чаще всего не понимают сущностной красоты классики и любой музыки, имеющей с ней духовное родство.
Ибо напрасно тут сказано, что народная музыка - сравнима с современной попсой. Сравнима снова только внешне, но скорее по своей простоте в смысле отсутствия глубокой мысли (как в классике). Однако, весь строй и направленность народной музыки - жизненны, почвенны, произрастают из классики в смысле принадлежности к высшей истине, не имеют в себе побочных эффектов, возбуждающих толпу в виде специальных ритмов, ладов и прочих чисто механических музыкальных средств.
Народная музыка спокойна, даже если она ритмична, как, например, "Вдоль по Питерской". Здесь - прежде всего - душевность и раскрывающаяся народность, тогда как в рок-музыке эти качества используются скорее как фольклорные элементы. Прослушайте Собинова, народную песню, и подумайте, способен ли кто из рок-кумиров так исполнить это горе молодца от ухода на службу, прощания с родными и одновременной радости от последней гульбы?
Ведь современным кумирам надо непременно кричать, обезьянничать, гримасничать, прыгать, ломать гитары и делать прочие выкрутасы, чтобы ими восполнить недостаток
народности и мысли, кои составляют основу высокого искусства.
Советская песня, упомянутая тут, тоже выигрывает. Ведь посмотрите - она в целом наследница русского музыкального и певческого искусства, сохранившая спокойный строй и народность, не ушедшая в игру страстей и возбуждённости. Всякая возбуждённость вне любовного влечения - есть нездоровая возбуждённость. В искусстве ей не место. Вот скажите мне, разве можно сравнить эту прекрасную песню, исполненную евреем, с крикливым тоном русского Кипелова или Ревякина? По мне так эта незамысловатая песня в тысячу раз больше отражает русский дух, нежели сотня всяких "Я свободен" и в том же духе.
Замечу, господа, что я отнюдь не противник русского рока, напротив, даже, поддерживаю и слушаю русский и иной рок, когда он нравится и не запрещаю никому слушать его и впредь.
Но я ратую за то, чтобы люди искусства понимали свою вершину, что Моцарт и даже народная песня в исполнении Собинова - это одно, а рок - это совсем другое. Так было и так будет впредь. И нам этого не изменить.