Сначала о Христе: я изучил множество споров о национальности Христа, однако, не увидел в этих спорах достаточно убедительных доказательств как у тех, кто утверждает национальность Христа, так и у тех, кто не признает её.
Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу предложить на суд участников форума мое видение проблемы.
Разберем этот вопрос на примере цитаты из проповеди cвятителя Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого; 1877–1961) «Да смолкнут же уста нечестивые, смеющие говорить грубые издевающиеся над Христом слова, о которых сказал я: «Неужели мы поклоняемся распятому на кресте Еврею?!» Да, будем, будем поклоняться, ибо этот еврей был Сын Божий.»
В этом тексте на мой взгляд имеется сразу несколько ересей:
Ересь первая: будем поклоняться Еврею.
Анафематство 8 Кирилла александрийского Кто дерзает говорить, что воспринятому (Богом) человеку должно поклоняться вместе с Богом Словом, должно Его прославлять вместе с Ним и вместе называть Богом, как одного в другом (ибо так думать заставляет постоянно прибавляемая частица – συν (вместе с), а не чтит Еммануила единым поклонением и не воссылать Ему единого славословия, так как Слово стало плотью: да будет анафема.
Возражение Феодорита Я говорил часто, что мы одно усвоили прославление Христу Господу и исповедуем Его Богом и вместе человеком. Ибо этому научает смысл единства; но говорить об особенности естеств мы не перестанем. Ибо ни Бог Слово не потерпел превращения в плоть, ни человек перестав быть тем, чем был, не преобразовался в естество божественное. Таким образом мы поклоняемся Господу Христу, признавая в Нем разности того и другого естества
Защищение Кирилла Но мы, превосходный муж, привыкшие верить в лучшее и истиннейшее, прилагая тонкую проницательность к тщательному уяснению и познанию сего таинства, согласно тому, что представляется в священном Писании и объяснениях на оное у святых отцов, говорим, что не человек воспринят Богом Словом и присоединен к нему чрез некоторое внешнее отношение, но определяем, что Он (Бог Слово) стал человеком, и что по этой причине удалились от благочестия догматов те, которые отваживаются называть человека воспринятым и утверждать, что он спокланяем Сыну Божию, как особый особому. Если Он есть Бог и человек вместе, и поклонение Ему, как одному, единое, а не сопокланяется (только) и не соименуется Богу, то не должно верить, что Еммануил есть простой и подобный нам человек, лишь по благодати причастный божественной славе; но должно исповедывать, что Он есть Бог во плоти ради нас, то есть, стал человеком не чрез изменение естества по отчуждению от него или преложению, но единственно чрез строительство единения.
Ересь вторая: распят Еврей.
Анафематство 12 Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью и наконец ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ, как Бог: да будет анафема.
Возражение Феодорита пострадал не Христос, но человек, воспринятый от нас Словом. Разоренный есть тот, кто от семени Давида; восстановило же сего разоренного единородное Слово Божие, от Отца бесстрастно рожденное прежде веков.
Защищение Кирилла ... Итак ужели мы крестились в смерть обыкновенного человека и, чрез веру в него, получаем оправдание? Или лучше, что и истинно, провозглашаем смерть Бога воплотившегося и пострадавшего за нас плотью, и исповедуя воскресение слагаем с себя тяжесть греха?
Но если распят был воплощенный Бог Слово, то уж наверное Христос не еврей.
Ересь третья: этот еврей БЫЛ Сын Божий.
Христос говорит о Себе только в настоящем времени: Ин 8:58 Речé [же] и́мъ Иисýсъ: ами́нь, ами́нь глагóлю вáмъ: прéжде дáже Авраáмъ не бы́сть, áзъ éсмь.
Так толкует этот текст богослов Евфи́мий Зигабе́н : «как Бог. И не сказал: «Я был», – но – «Аз есмь», как всегда сущий. «Бывать» (γενέσθαι) говорится о сотворенном, а «есмь» – о несотворенном и сотворенном.»
Говорить о Христе «был»-как о сотворенном, это арианская ересь, преданная анафеме постановлениями Второго Вселенского Собора, Константинопольского: Правило 1 Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется символ веры трех сот осминадесяти отцев, бывших на соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен; и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и аполинариан.
ПС-1 учение Феодорита было предано анафеме на 5 Вселенском Соборе.
ПС-2 буду признателен, если мне покажут мои ошибки, если они есть.
|