1. Допустимо, или по крайней мере не критично, сам Символ Веры изменялся с течением времени, уточнялся, в зависимости от потребностей Церкви, а собор, на котором было решено не изменять его дальше, хотя и был поддержан тогдашним папой, не относится к числу 7 Вселенских. И уж точно этот вопрос не может и не должен являться причиной столь коллосальной схизмы, если добавления и уточнения - православные, а не еретические.
2. Да, поелику "филиокве" является выражением Православного учения.
Св. Епифаний († 403): «Веруем во Христа, от Отца, яко Бог от Бога, исходящего; и в Духа Святого от Христа,
поелику от обоих исходит»
Ancoratus, Mg 43
Вот у Домаскина:
Св. Иоанн Дамаскин († ок. 754): «... Он (Дух Св.) также и Дух Сына, но не потому, что из Него, но потому, что чрез Него из Отца исходит».Дух Св. искони присущ Слову: «... ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово – без Духа».Веруем в Духа, «из Отца исходящего и в Сыне почивающего», «... чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью»; «исповедуем, что Он открылся нам и преподается нам чрез Сына».
«Твор.», т. I, СПБ. Дух. Ак. 1913 «Точн. изл. Прав. Веры», кн. 1-ая, стр. 181, 165-175 ; Mg 94, 849 B.
Св. Тарасий, Патриарх Константинопольский († 806), в послании к другим патриархам писал: «Верую... и в Духа Святого Господа и Животворящаго, иже от Отца чрез Сына исходящаго»
Толк на ев. от Ин. 99; Ml 35, 1888 и 1889.
КЦ
анафемавствует тех, кто проповедует исхождение Сятого Духа от Отца и Сына как от двух разных начал (причин),
установлением 2 Лионского собора.Так, филиокве является буквально латинским выражением той веры, что испокон была и на Востоке. Никакой "двойственности" исхождения Св Духа не исповедуется КЦ.
3. См. предыдущее сообщение.
4. Что касается безошибочности суждений Папы, когда тот выступает как пастырь и наставник всех Христиан, в вопросах вероучения и нравственности, эта вера имеет ту же природу, что и Православное учение о святости и безошибочности Церкви, обещанной Христом.
Те православные, которые обвиняют католиков в идолопоклонстве Папе, самочинном даровании ему сверхъестественных свойств, должны понимать, что это классический пример "слишком сильного аргумента", поелику если мы считаем и учим, что Православная Церковь есть столп и утверждение Истины, по слову Господа, нам могут кинуть то же самое протестанты:
Цитата:
"вот, вы себе, будь то коллегии епископов или общему собранию церковного народа, приписываете безошибочность в вопросах вероучения и нравственности. Что за гордыня? И вообще кто такие ваши святые отцы и учителя Церкви? Они тоже люди, значит могли ошибаться. Все люди, значит могли ошибаться все, в том числе по тем вопросам, где выступали единогласно".
Что мы им ответим? То же самое, что отвечают католики - люди могут ошибаться, но безошибочность Церкви есть дар Святого Духа.
И в данном случае мало важно, каким количеством людей та или иная истина провозглашается, хотя Папа в католической екклесиологии неотделим от собора епископов, главой которого является. О особой же роли Римской Церкви, кафедре Святого Петра, как о мериле Ортодоксии, уже приводились слова святых отцов 1 тысячелетия:
Св Ириней Лионский
"Римская Церковь, мать и владычица всех церквей должна быть спрошена во всем, касающемся веры". ("Против ересей", III. 3. 2).
Св. Иоанн Златоуст (+ 407):
“Для чего (Сын Божий) пролил кровь Свою? Для того, чтобы приобрести тех овец, которых Он вверил Петру и его преемникам”. (“Твор.”, изд. СПб. Дух. Ак., т. I, 415).
Бл. Иероним (+ 420):
1. “Первенство принадлежит Римской Церкви, потому что она кафедра Петра, ковчег спасения и твердыня, все поддерживающая! Петр особый избранник из числа двенадцати, дабы учреждением Главы оградить (Церковь) от расколов” (Бл. Иероним. “Против Иовиниана”, I, 26).
Св. Максим Исповедник (+ 662)
“Все пределы вселенной и повсюду на земле, непорочно и православно исповедующие Господа, как на солнце вечного света неуклонно взирают на святейшую Церковь Римлян, на ее исповедание и веру, принимая из нее сверкающий блеск отеческих и святых догматов... Ибо и с самого начала от сошествия к нам воплощенного Бога Слова, все повсюду христианские Церкви приняли и содержат ту величайшую между ними Церковь Римскую, как единую твердыню и основание, как навсегда неодолимую по обетованию Спасителя вратами адовыми, имеющую ключи православной в Него веры” (Mg 110, 137 – 140).
5. Что конкретно вы имеете в виду?
6. Ну, в Православии же причащают младенцев только под одним видом,
это же не означает, что их Причастие ущербно?Кроме того, например Православные западного обряда, появившиеся во Франции в начале 20 века, если я не ошибаюсь, практикуют приемущественно Литургию на опресноках, согласно своей древней традиции, хотя являются Православными и подчиняется Православным епископам, и никто их не осуждает и их Причастие недействительным не считает.
7. Не не для монахов, а для женатых. Целибат не является монашеским постригом в полной мере. Целибат набирает популярность среди духовенства при Папе Григории Великом (конец 6 - начало 7 века), к 11 веку утверждается повсеместно.
И он никак не умаляет брак, но является выражением в частности этих Апостольских слов:
Цитата:
Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене...Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
1Кор.7:32,37
Кстати что до Православной традиции, у нас вообще епископы - монахи, хотя древнейшие правила на этот счет говорят, что "епископ да будет одной жены муж", и ничего же?
8. индульгенции - всего лишь аспект епитимьи. Я отвечал уже на этот вопрос то ли в этой, то ли в соседней теме, когда говорили о сверхнатуральных заслугах.
9. Вы про полемику Варлаама и Паламы? когда Варлаам спорил со святителем, он не был еще католиком, за сим, смогу ответить по существу, когда уточню католическое учение относительно Фаворского света.