«Расплачиваться будем мы». Почему олигархов не коснется повышение НДСМинфин предлагает повысить базовую ставку НДС с 20% до 22%, а также снизить порог упрощенного налогообложения для малого бизнеса. Кандидат экономических наук, автор телеграм-канала «Простые числа» Олег Комолов, рассказывает RTVI, почему власти решили поднять самый непопулярный налог, как олигархи богатеют, пока простые граждане платят за военные расходы, и какую цену за растущий госдолг придется заплатить следующим поколениям.
Как обещание не повышать налоги было нарушено Минфином
Ещё в мае 2025 года на Петербургском экономическом форуме глава Минфина Антон Силуанов подробно объяснял, почему повышение НДС вредно для экономики. Он говорил о росте инфляции, ослаблении рубля, падении реальных располагаемых доходов населения. Не знаю, верил ли он в эти тезисы сам или просто зарабатывал политический капитал. Это не так важно.
Важно другое: сегодня экономическая политика в полной мере подчинена внешнеполитическим задачам (то есть военным действиям). Военная стратегия стала отправной точкой для всех государственных решений. Существовавшие летом надежды на то, что с помощью Трампа удастся продавить выгодные условия перемирия на Украине, развеялись. Нефть не дорожает, рубль остаётся относительно крепким, доходы казны не растут, а дефицит увеличивается.
Видимо, было принято решение подтянуть финансовую базу под затяжную военную кампанию. Характерно, что государство решило пойти на явно непопулярную меру — повысить именно НДС. Можно было бы действовать изящнее, наращивая госдолг дальше. Но госдолг — временная мера, его рано или поздно придётся отдавать. А если подняли налог, это подтверждение долгосрочной стратегии. Налоговое законодательство редко меняется в сторону смягчения. В условиях высокого НДС мы будем жить долго — так долго, пока будет сохраняться нынешний статус кво.
Власть придержащие, очевидно, поставили перед собой задачу воевать до победного конца, и, возможно, не только на Украине. Бюджет всё в большей степени подстраивается под новые задачи.
Почему дефицит бюджета душит экономику через дорогой госдолг
Проблема дефицита имеет свойство накапливаться. В предыдущие годы он составлял $3 трлн, потом $3,5—4 трлн. Мы прожили это время, и вроде ничего страшного не случилось. Но куда делся дефицит? Он не растворился в воздухе. Это бюджетные долги, которые компенсировались ростом госдолга. Он дорос до неприличных значений — не по объёму, а по цене обслуживания.
По размеру российский госдолг составляет около 20—22% ВВП, что относительно немного в сравнении с западными экономиками (для примера, государственный долг США превышает 100% ВВП). Однако ключевое различие заключается в стоимости заимствований. Американское правительство занимает под низкий процент благодаря низкому риску дефолта, поэтому обслуживание долга обходится примерно в 11—12% федерального бюджета, даже при таком огромном объёме обязательств.
В России ситуация совершенно иная. Несмотря на то что долг в шесть раз меньше в процентном отношении к ВВП, расходы на его обслуживание в этом году уже превысили 8,5% бюджета. Это сопоставимо с американскими показателями при кратно меньшем объёме долга. Причина — высокая стоимость заимствований. Чем больше государство будет наращивать дефицит, тем выше будет эта расходная статья. В перспективе мы можем прийти к ситуации, когда весомая часть бюджета — 20—25% — будет расходоваться впустую с точки зрения экономического развития, уходя лишь на обслуживание прошлых долгов.
Как налоговая реформа уничтожит малый бизнес и усилит монополии
Высокая ключевая ставка и высокие налоги — классические меры экономического охлаждения. Однако при их применении обычно предполагается вторая сторона — параллельное сокращение государственных расходов. В нашем случае расходы сокращать никто не собирается.
Высокие налоги вместе с высокой ключевой ставкой соседствуют с гигантскими государственными расходами непроизводительного характера. Это уже не охладительные меры для экономики, а обычное перераспределение. Деньги изымаются у населения, у гражданского сектора и передаются условному «Ростеху», который получает кредиты под 3% годовых. Происходит перекачка денег огромным фискальным и монетарным насосом из гражданского сектора в военный.
Та часть налоговой реформы, которая касается сокращения льгот для малого бизнеса, приведёт к банкротству многих малых предприятий. Причина проста: их продукция станет неконкурентоспособной. Прежняя льгота позволяла малым компаниям не платить НДС, что давало возможность снижать итоговую цену продукции на 20% относительно конкурентов из крупного и среднего бизнеса. Теперь этой льготы нет. Малые предприятия будут вынуждены повысить цены, что отпугнёт покупателей. Многие разорятся.
https://rtvi.com/opinions/rasplachivatsya-budem-my-pochemu-oligarhov-ne-kosnetsya-povyshenie-nds/