Алексий писал(а):
Пожалуй, и на это следует ответить.
Джексон Каменная Стена писал(а):
Что думаете, надо ли почитать иконы мученика Христофора-песьеглавца?
Понимаете, мученик Христофор человек. Просто по Божиему промышлению лицо такое.
По Божиему попущению.
+++
Второе миссионерское путешествие апостола Андрея.
Из Иерусалима в Центральную Азию.— Второе путешествие было совершенно иным. Из Иерусалима он шел тем же путем, но, миновав Антиохию, сел на корабль, плывший в Ефес, чтобы встретиться со святым Иоанном. По пути он несколько дней провел на Кипре. То место, где он ждал, пока корабль продолжит плавание, теперь называется мысом Святого Андрея. Неизвестно, общался ли он там с местными жителями. Согласно бытующему у киприотов преданию, команда и пассажиры надеялись пополнить здесь запасы питьевой воды, но место это было засушливым и пустынным, воды тут не оказалось. Тогда Андрей сошел на берег, стал молиться и молился до тех пор, пока из скалы не забил источник. После Ефеса он возвратился в Антиохию, потом отправился в Никею, пробыл там какое-то время, а затем снова посетил Понт и Грузию. Далее, как свидетельствуют предания, путь его лежал через Курдистан в Парфию (Персию) и в пустыню Гедрозия (нынешний Балохистан) недалеко от побережья и нынешней пакистано-иранской границы. Тогда там жили киноцефалы.
— Кто такие эти киноцефалы?
— Это очень интересная тема, поскольку о киноцефалах говорится во многих ранних текстах. В буквальном переводе слово это означает «люди с собачьими головами». О них упоминает и составитель жития святого Макария Великого. По его сведениям, племя это жило в пустыне далеко за пределами Сирии. Византийский историк Цецис называл их жителями Индии, частью которой был тогда нынешний Пакистан. В греческом житии святого Христофора, — некоторые исследователи считают, что он родом именно из этих мест, — сказано, что святой оказался на территории Римской империи, пройдя всю персидскую пустыню. А Марко Поло говорит, что киноцефалы населяли побережье Индийского океана. Возможно, это те самые первобытные племена, что встретились Александру Македонскому на пути к побережью, возле Гедрозийской пустыни. Нам киноцефалы известны в основном из работ знаменитого географа, фармаколога и историка V-го века до Р.Х. Ктезия из Книдоса. К его работам серьезно относились отцы Византийской Церкви, например патриарх Фотий. В книге Ктезия «Индика», которой пользовался патриарх Фотий, есть текст, посвященный индийскому племени киноцефалов. Фольклорные предания — эфиопские, славянские, персидские, арабские, армянские, греческие и другие — повествуют о драматической встрече Александра Македонского с киноцефалами.
— Так вот почему мне часто доводилось видеть древние иконы греческого письма, на которых святого Христофор изображен с собачьей головой. Поначалу это меня шокировало, казалось богохульством. Я недоумевала, о чем думали греки, создавая такие иконы. Причину появления подобного изображения никто не мог мне объяснить. В житии святого Христофора лишь сказано, что на вид он был столь свиреп, что император Декий, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Как вы думаете, есть здесь какая-то связь?
— Безусловно есть. В источниках, которыми я пользовался, говорится, что святой Христофор, покинув родные места, пересек персидскую пустыню. У меня на этот счет своя теория, хотя в древних текстах такого объяснения нет, поскольку в них предполагается, что читатель уже знаком с названиями и реалиями данной местности. Согласно некоторым источникам, святой Андрей бывал на северо-востоке Пакистана, где, как известно, жили племена, у которых принято было рассекать себе щеки от рта до ушей, так, чтобы видны были все зубы. Марко Поло, увидев этих людей, назвал их киноцефалами. Он говорил, что они похожи на собак породы мастифф, то есть животных с плоской мордой, более похожей на человеческое лицо, чем вытянутая собачья морда. Так вот, они рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши и придавали черепам своих младенцев особую форму, чтобы, став взрослыми, они имели свирепый вид. Все это делалось в целях устрашения врагов, защиты от неприятельских набегов и вторжений, от которых сильно страдали жители тех мест. В Африке южнее Сахары, по берегам Амазонки и в Новой Гвинее и поныне можно встретить племена, представители которых на вид просто ужасны. У них есть обычай разными способами придавать своим лицам устрашающее выражение. Они также меняют форму черепа, зубов, щек…
Как явствует из вышеупомянутых сирийских текстов, после посещения апостола Андрея, эти племена приобрели нормальный человеческий вид. Думаю, это означает, что после крещения они просто перестали уродовать свою внешность. Второзаконие запрещает это делать, и Андрей, будучи наследником библейской традиции, непременно разъяснил это киноцефалам.
В сирийских текстах также говорится, что, впервые увидев их, апостол Андрей пришел в ужас. Он в панике бросился обратно к кораблю, но, добежав, почувствовал благоухание ладана и понял, что Сам Господь направил его корабль к эти берегам. Сначала он даже обратился к Богу с такими словами: «Зачем Ты привел меня сюда?» Но оказалось, что местные жители добры и гостеприимны — обычный первобытный народ.
И в наше время те, кто общался с «варварскими племенами», имеющими странные, с точки зрения европейской культуры, обычаи, отзываются о них так же. Если они видят, что вы к ним хорошо относитесь, то отвечают взаимностью. Аборигены Новой Гвинеи, Амазонии и африканских джунглей часто проявляют истинную любовь и нежность к иноземцам, приезжающим жить с ними. Так было и с апостолами. Настоящие проблемы у апостолов возникали скорее не в «диком», а в «цивилизованном» мире.
http://www.pravoslavie.ru/put/1936.htm