Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пт мар 29, 2024 1:59 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс сен 27, 2020 11:59 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт май 27, 2005 3:00 am
Сообщения: 40941
Откуда: Москва
Вероисповедание: православный
Их создавали перед Первой мировой, чтобы на равных сражаться с германским флотом. Но воевать им пришлось не только в империалистическую и гражданскую, но и в Великую Отечественную, уже под красным знаменем. И они по-прежнему составляли главную ударную силу нашего флота. «Известия» расскажут об истории создания и непростой судьбе русских дредноутов — последних построенных в Российской империи линкоров типа «Севастополь».

Наследие Цусимы

В истории военного кораблестроения 1906 год считается переломным: именно тогда со стапеля сошел британский линкор «Дредноут» («Неустрашимый»), который положил начало новому классу кораблей, названных его именем. На них были усилены и количественно увеличены орудия главного калибра (принцип all-big-gun — «только большие пушки»), существенно выросла скорость и бронирование. Орудий главного калибра теперь было 8–12 вместо обычных тогда 2–4, и размещались они так, чтобы по одной цели могли вести стрельбу максимальное количество стволов. Ради усиления основных характеристик пришлось пожертвовать универсальностью, зато в бою дредноуты имели колоссальное превосходство. Когда штабы ведущих морских стран осознали это, в мире началась настоящая «дредноутная лихорадка».

Россия не могла оставаться в стороне, тем более что после дальневосточной катастрофы мы фактически остались без флота — как Тихоокеанского, так и Балтийского, значительная часть которого погибла в Цусимском проливе. В 1906 году, опросив значительное количество морских офицеров — участников войны с Японией — и объединив их опыт, Главный морской штаб сформулировал задание на проектирование дредноута для Балтийского моря, а в конце следующего года, после утверждения императором Николаем II так называемой «малой судостроительной программы», был объявлен всемирный конкурс на лучший проект линейного корабля для российского флота. В конкурсе приняли участие конструкторские отделы шести русских заводов и 21 иностранная фирма. В финале заказ решено было отдать нашим кораблестроителям, а руководство было доверено двум ведущим специалистам того времени, профессорам Морской академии Ивану Григорьевичу Бубнову и Алексею Николаевичу Крылову. Им предстояло проанализировать опыт коллег и создать свой, русский дредноут.

В это время в строительстве дредноутов наметились два направления — английское и немецкое. Очевидно, что бесконечно увеличивать массу кораблей было невозможно, поэтому приходилось делать выбор — либо усиливать бронирование, либо отдать лишние тонны для усиления артиллерии. Британцы сделали выбор в пользу орудий, поэтому их дредноуты иногда уничижительно называли «вооруженными до зубов скорлупками».

Немецкие корабли были гораздо лучше защищены, а облегчение артиллерийских установок они пытались компенсировать новейшими крупповскими снарядами усиленной мощности. Наши инженеры пошли по своему пути, который можно назвать промежуточным: русский линкор предполагалось сделать не столь мощно бронированным, как немцы, но более укрепленным, нежели британцы. А артиллерийскую мощь должны были обеспечить новые длинноствольные 305-миллиметровые орудия Обуховского завода, размещенные в четырех трехорудийных бронированных башнях, и специально разработанные для них снаряды. Эти орудия большинством специалистов оценивались как, возможно, лучшие в своем классе, и они по праву были предметом гордости русских инженеров. Причем размещены башни были так, что по находящейся с любого борта цели могли одновременно вести огонь все 12 стволов. Такой удачной компоновкой конкуренты похвастать не могли.

«В порядке верховного управления страной»
Наверное, неправильно было бы называть русский дредноут идеальным. У него были проблемы с максимальной дальностью плавания (ей пришлось пожертвовать ради других преимуществ) и с мореходностью, но нужно учитывать, что корабли создавались для Балтийского моря, где не бывает серьезных штормов. В любом случае новый отечественный корабль был совершенен для своего времени и вполне конкурентоспособен на фоне зарубежных аналогов. Главным же минусом линкоров оказалась их высокая стоимость (под 40 млн рублей за один корабль), что могло поставить реализацию проекта под сомнение. Тем более что строить один линейный корабль не имело смысла: эти суда заведомо должны были действовать в эскадре. Некоторые специалисты предлагали отказаться от больших кораблей в пользу более дешевых эсминцев и крейсеров (по цене один линкор соответствовал трем легким крейсерам или 14 эскадренным миноносцам), а задачу обороны балтийских берегов возложить на береговые крепости. Но оказалось, что перевооружение крепостей обойдется не столь уж дешевле, а легкие корабли без поддержки линкоров могли решать лишь оборонительные, а не наступательные задачи. Между тем становилось всё очевиднее, что большая война может начаться в достаточно скором времени, да и реальное присутствие нашего флота в Мировом океане могли обеспечить лишь серьезные корабли.

Собственных средств Морского ведомства на такую программу хватить не могло, требовались дополнительные ассигнования, которыми распоряжалась Государственная дума. Депутаты от такого предложения были не в восторге и почти единогласно отвергли проект. Но правительство не сдавалось. Самым активным лоббистом строительства линкоров стал Петр Аркадьевич Столыпин, в своем выступлении в Думе четко расставивший геополитические приоритеты: «Появление в составе Балтийского флота новых мощных кораблей послужит уже сейчас мировым интересам России при известных политических конъюнктурах». Премьер-министра поддержал глава МИДа Александр Петрович Извольский: «В настоящее время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России есть такие задачи, осуществление которых невозможно без основательной морской силы...». Но Дума денег так и не дала. Тогда Столыпин выступил в Государственном совете и добился его согласия на ассигнование средств, необходимых для начала постройки линкоров, использовав его чрезвычайное право в «порядке верховного управления страной».

https://iz.ru/888623/georgii-oltarzhevskii/bolshie-stvoly-kak-v-rossii-poiavilis-svoi-drednouty


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн сен 28, 2020 12:08 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 38002
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн сен 28, 2020 12:23 am 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт май 27, 2005 3:00 am
Сообщения: 40941
Откуда: Москва
Вероисповедание: православный
К сожалению, они сыграли роль, как только прибрежные батареи тяжёлой артиллерии.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн сен 28, 2020 8:16 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Ср янв 31, 2007 3:00 am
Сообщения: 30613
Предупреждения: 1
Откуда: Москва, монархист, антикоммунист
Вероисповедание: Православный РПЦ МП
Ты прав. Но нельзя недооценивать например роль в обороне Ленинграда в великую отечественную.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн сен 28, 2020 9:21 pm 
Не в сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт май 27, 2005 3:00 am
Сообщения: 40941
Откуда: Москва
Вероисповедание: православный
Яков писал(а):
Ты прав. Но нельзя недооценивать например роль в обороне Ленинграда в великую отечественную.



Само собой. Снаряд из орудия в 305-мм мог уничтожать бронетехнику даже при взрыве в непосредственной близи, не то, что при прямом попадании.
Более того, все три советских линкора были царской постройки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }