|
Чёрная Сотня |
|
Зарегистрирован: Пт май 27, 2005 3:00 am Сообщения: 41276 Откуда: Москва
Вероисповедание: православный
|
Алексей Н. писал(а): Вы хотите сказать - при чем тут казаки вообще ? Действительно: грабили всех подряд, обижали дружественных персов, и как оказалось, исповедовали нетрадиционные сексуальные отношения.
А по поводу простого народа - можете подтверждение привести, про то, что "скорее отрицательно" ? О Разине народом слагались песни и легенды, Пушкин писал стилизованные стихи, только отрицательного там ничего нет.
Пушкин, так сказать, видел народную жизнь со стороны, из своих дворянских салонов, где и по-русски не всегда говорили. Фольклорный Разин: аспект демонологический Среди мифологизируемых исторических персонажей особое место в русском фольклоре занимает фигура Степана Разина — не только знаменитого разбойника, но также чародея, укрывателя кладов, великого грешника, чье неупокоенное пребывание на земле продолжается и после смерти, даже духа-хозяина Волги. Судя по письменным документам последней трети XVII в., процесс подобной мифологизации начался еще при жизни Разина, а за последующий период зашел достаточно далеко, как о том свидетельствуют записи XIX — первой половины XX в. [Буганов 2008]. В них Разин предстает прежде всего колдуном, чернокнижником и оборотнем: «Старик в Воротынце рассказывал, что Разин был колдун» [Боровик, Мирер 1939, № 109], «волшебник он был» [Шептаев 1972: 238], «взять его никаким войском нельзя было, для того что он был чернокнижник» [Костомаров 1994: 438], «мог обращаться деревом» [Рыблова 2003: 41–45]. В Нижнем Поволжье рассказывали, что Разин заклял змей[1] (комаров, лягушек), и они перестали жалить (квакать) [Мадуев 1904: 4; Зеленин 1914-1916: 65; Лозанова 1929: 57; Рыблова 2003: 41–45]; собирался он также заговорить кусачих насекомых, но не сошелся в цене с местными жителями[2]; наконец, под каждым ногтем у него была спрыг-трава (она же скакун-трава, трава прыгун, трава огонь), «от которой замки и запоры сами сваливаются[3], и клады даются» [Зеленин 1914–1916: 65; Минх 1890: 31; Даль, IV: 300; Лозанова 1929: 57].
Колдовством объясняется сверхъестественная легкость его обогащения (общий признак для разбойничьих предводителей в русском фольклоре [Максимов 1903: 162–163][4]; см. ниже о разинских «кладах»), способность понимать язык птиц и зверей [Mot B215.1] (опять-таки приписываемая и другим казацким атаманам[5]). «Подобно Разину, все удалые атаманы — колдуны, летают или плавают на кошме. <…> Они могут заговаривать пули, сабли, ружья. <…> Один из атаманов заговорил на четыре года лягушек» [Лозанова 1929: 62]. Разбойник Галяев из Cаратовской губернии «был способен оборачиваться в разных животных, причем нередко из-под носа своих преследователей улетал в виде птицы — ясного сокола»; вологодский разбойничий атаман Блоха был прозван так потому, что мог обращаться в блоху; знаменитый донской атаман Игнат Некрасов, один из активных участников Булавинского восстания 1707—1709 гг., основатель кубанской «казачьей республики» и лидер старообрядческого движения, «мог превратиться в кого захочет» [Рыблова 2003: 41–45] и т.д.). Однако исторически первым в этой галерее персонажей стоит Разин; разинская легенда занимает здесь центральное место[6]. Не исключено, что приписывание именно ему колдовских и оборотнических способностей привело к формированию в русском фольклоре образа разбойника-колдуна.https://svart-ulfr.livejournal.com/452162.html
|
|