Говорят, что невероятный плавучий храм Николая Чудотворца принял удары пяти сильнейших штормов, но ни разу не пострадал и всегда возвращался в порт приписки в Астрахань. Это судно, ходившее по Каспийскому морю, было единственной в Российской империи полноценной плавучей церковью. Колёсный полуморской пароход включал в себя целый церковно-приходской комплекс: там был, собственно, храм Николая Чудотворца, рассчитанный на пятьсот прихожан, иконная и свечная лавки, аптека и даже небольшая больница для хворых.
В первый рейс плавучий храм отправился в сентябре 1910 года по благословению епископа Астраханского и Енотаевского Георгия (Орлова). Храму была поручена реализация важнейшей духовной задачи. Дело в том, что к началу ХХ века в водах Каспия шла настолько бойкая торговля и рыбная ловля, что в двухста километрах от Астрахани располагался полноценный плавучий город. Это была цепь настоящих кварталов из кораблей, лодок, барж, имелись какие-то неведомые плавучие конторы и канцелярии. А поскольку мелководье в устье Волги не позволяло морским судам причалить к Астрахани, то многие обитатели морского града не сходили на берег по полгода. Есть версия, что в иные месяцы население каспийского мегаполиса достигало ста тысяч человек. Для сравнения столько же проживало и в самой Астрахани. Для того, чтобы "отправлять духовные потребности рыбаков и моряков" и решили сложить и спустить на воду гигантский плавучий храм Николая Чудотворца.
Его команда частично состояла из духовенства, частично из мирских людей. За навигацию отвечали миряне: капитан с механиком. Духовную жизнь на судне устраивали иеромонах Иринарх (его делегировали из Чуркинского монастыря), иеродиакон Серафим, три певца и монах-фельдшер Дамиан.
"Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде… предназначается обслуживать дельту Волги и острова, лежащие около берегов Каспийского моря, где расположены рыболовные промыслы. Наше судно-корабль напоминает, как Спаситель плавал по Галилейскому морю и учил стоящий на берегу народ. С борта нашего корабля, как и с евангельского, будет так же раздаваться проповедь о вечном спасении…" — говорил экипаж корабля.
Они приплывали к морскому мегаполису, били в колокол и собирали всех на службу. Несколько дней стоял корабль на одном месте, служились литургии и молебны, а потом храм отчаливал к другим шаландам и порой — некоторым прибрежным селам. Причем, не только русским. Иеромонах Иринарх знал калмыцкий язык и вел проповедь среди калмыков, нередко очень успешную. Ещё бы, сложно себе представить реакцию калмыка, да и любого другого человека, который видит огромный плавучий храм, что колышется по волнам.
Всего корабль выдержал шесть полноценных навигаций, но в 1916 году его задумали продать ввиду ветхости и дороговизны содержания. Иконы и другую церковную утварь убрали, а сам пароход отдали "на слом". Это вызвало бурю негодования, а епископа Филарета, принявшего решение избавиться от храма, даже отправил на покой. Не исключено, что злокозненное уничтожение первой в империи плавучей церкви мистически приблизило революцию. В 1917 году было уже не до внутрицерковных разборок. Как быть с храмом Николая Чудотворца решали коммунисты.
Большевики сняли с парохода купола и сделали его спасательным судном, а потом и баржей. Дальше — больше: в тридцатые годы корабль переделали в плавучий театр, отдали на откуп каспийским рыбакам и назвали, как водится, "Иосиф Сталин". Тридцать лет плавал театр по Каспию и играл представления, пока не осел в крошечном рыбацком поселке Оранжерейном. Из корабля соорудили общежитие, впрочем просуществовало оно недолго. Краеведы говорят, что к 1980 годам корпус судна полностью развалился. Так и закончилась судьба ещё одного русского технического изобретения — невероятного храма-парохода.
https://vk.com/podkoren?w=wall-60854067_88019