Александр Робертович писал(а):
Прости, был неправ: разозлился. Мне предупреждение.
Но хотя бы это прочитай.
Европа конца 17 и начала 18 века (достаточно открыть школьный учебник истории) - это Германия, где после тридцатилетней войны погибло три четверти (75%!!!) населения; это Франция, где десятая часть населения была откровенно нищей, а половина находилась на пороге нищенства; это Голландия, где герцог Альба вырезал целые города. Европа петровского времени - это разбойные банды, бродящие по всем дорогам и собранные из бывших солдат и голодающих горожан, а также жандармерия, которая сотнями вешала разбойников (и невиновных!) прямо на дорогах для устрашения. Но разбойников меньше не становилось из-за ужасающего упадка экономической жизни. В Европе вдобавок не было бань, и она была поголовно вшивой. В самом, что ни на есть, прямом смысле слова: от нищих и бродяг до королей и придворной знати. Репресии против населения были страшными. В одной только Англии времён Елизаветы было повешено (и казнено иными способами) девяносто тысяч человек. Кстати, по Русскому уложению смертная казнь полагалась за 60 видов преступлений. В просвещенной Франции - за 115. Пётр довёл эту цифру до двухсот.
Позднее мы увидим, что именно такую ситуацию - полностью разорённый народ, банды и вопиющую жестокость, - Пётр привёз из просвещённой Европы на нашу Родину.
Прямо уж разрозненный народ.
Средневековые цеха, мастера и подмастерья в Европе «Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами. Во Франции вольные города получили название «буржуазных» от слова «бург» - укреплённый город (право возводить укрепления было здесь непременным признаком свободы). Никто не мог предвидеть, конечно, какое значение приобретёт это слово в дальнейшем. Другим непременным признаком вольного города был свободный рынок. «Если крепостной, - говорилось в городских грамотах, - проживёт год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он получает навсегда полную свободу». Распространённая поговорка гласила: «Воздух города делает человека свободным». В целях защиты от разбойничьего дворянства, а также для более равномерного несения городских тягот население городов объединялось в союзы. Ремесленники создавали цехи, купцы - гильдии. Во Франции объединения ремесленников назывались «мастерствами», в Англии - «гильдиями». Средневековый цех - это союз ремесленников одной и той же профессии, союз мастеров. Каждый член цеха работал у себя на дому.
Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент. Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря. Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту.
Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар. В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного. Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки. Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха. Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров. От подмастерья, желавшего стать мастером, стали требовать представления шедевра - вещи, изготовленной из самого дорогого материала и по всем правилам искусства. Помимо того, требовалась уплата значительных сумм в пользу экзаменаторов, организация дорогостоящего угощения для членов цеха и пр. В XII и XIII веках о подмастерьях говорят мало. Различие между ними и мастером ещё невелико. Весьма часто держать подмастерье было невыгодно. Мастер и сам работал дома у заказчика и из его материала. Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос». Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.
Каждый цех, как и купеческая гильдия, имел свой устав, своих старшин (должность эта была пожизненной и даже передавалась по наследству), свой суд. Цех был одновременно и военной единицей, и каждый член его должен был иметь оружие для защиты города. Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур. Отношения между цехами были чаще всего враждебными. Боролись за льготы, за место в городском управлении. Бедные и слабые цехи ненавидели богатые и сильные. Особенно острой была борьба между цехами, с одной стороны, и купеческими гильдиями - с другой. Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».
Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права,
К чему всё это??!!
А.Р. Оно отрицает написанное мною?!