Лайнер MC-21 отложили, а парк самолетов обновят?
Эксперты — о том, что будет с авиаотраслью после послания Путина
В планах правительства обновить 75 аэропортовРоссийский парк самолетов нужно обновить за счет отечественных самолетов и за 6 лет модернизировать инфраструктуру не менее 75 аэропортов. Об этом в ходе послания Федеральному собранию заявил президент России Владимир Путин.
— Это больше трети аэропортовой сети России. Направим на эти цели не менее 250 млрд рублей. Это будет прямое бюджетное финансирование. Предстоит обновить и воздушный парк наших авиакомпаний за счет собственных отечественных самолетов. Они должны отвечать всем современным требованиям по качеству, удобству, безопасности, — сказал Владимир Путин.
«Сложная задача. Покупали слишком много за границей авиационного транспорта. А свое производство не развивали»
ВЛАДИМИР ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РФ
MC-21 откладывается?Тем временем, начало серийных поставок отечественного среднемагистрального лайнера MC-21 перенесли на 2025–2026 года. Об этом перед началом обращения Путина сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
— У нас испытания еще не завершены. Как испытания завершим, по результатам сразу. <...> Мы всё-таки беспокоимся о безопасности всех нас — мы же летать будем на этих самолетах, — цитирует «Интерфакс» слова Чемезова.
Однако Чемезов не уточнил, когда именно планируют завершить испытания самолета. Авиаэксперты, с которыми поговорил MSK1.RU, перенос сроков выпуска лайнера назвали ожидаемыми. Одной из причин этого, по их мнению, стал двигатель — ПД-14.
— ПД-14 на испытаниях показал расходные характеристики на уровне ПС-90. Из-за этого сокращается дальность полета — машина выпадает из планируемой маршрутной сетки многих перевозчиков. И в завершение всего MC-21 еще и перетяжелена изрядно, — сказал MSK1.RU авиаэксперт Андрей Захаров.
ПД-14 – первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Он должен заменить двигатель ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.
Как уточнил MSK1.RU главный редактор портала FrequentFlyers Илья Шатилин, двигатель «теоретически» есть, но его серийного производства «в достаточном количестве нет».
— Если разваливать промышленность в течение 30 лет, то потом за 2 года всё восстановить и построить с нуля трудно. Фактически речь идет о развитии всего с нуля, но вроде какие-то заделы остались. У нас в принципе достаточно тяжело было с самолето-двигателестроением, поэтому тот же Superjet летал на иностранных двигателях, — говорит Шатилин.
Что касается самого лайнера MC-21, то его «рано или поздно должны построить».
— Вероятность есть всегда. Вероятность была, что и к 2024 году построят. Можно построить самолет, а потом его делать по три штуки в год, но это никому не нужно. В смысле нужно, но это не то, что требуется рынку, — отметил авиаэксперт Шатилин.
«Для тех, кто верил, что самолет можно прям быстро построить, на самом деле так не бывает»
ИЛЬЯ ШАТИЛИН, ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ПОРТАЛА FREQUENTFLYERS
Полетим на отечественных лайнерах?С планами по переходу с иностранных на отечественные самолеты всё тоже неоднозначно. О полном переходе на российские лайнеры, уверен авиаэксперт Андрей Захаров, говорить не стоит.
— Такой возможности нет. Для того чтобы выпустить за оставшиеся до 2030 года 6 лет, уже сейчас надо гнать серию, причем серию такую, какую у нас в постсоветские времена никогда не знали, — заявил Захаров.
Также он уточняет, производству всегда нужно время, чтобы «набрать обороты», а также что не будет полного замещения и плана, который прописан в программе развития авиаотрасли до 2030 года.
А что с аэропортами?В предстоящие 6 лет президент поставил задачу обновить не менее 75 аэропортов. Речь идет про малые региональные воздушные гавани. Что касается крупных аэропортов, то, как уверен авиаэксперт Андрей Захаров, с ними всё хорошо — они сравнительно недавно прошли модернизацию. Проблема — в местных перевозках.
— До сих пор большое количество аэропортов имеют грунтовые полосы. Возьмите Красноярский край, возьмите Якутию, туда и там сейчас летают самолеты. Если говорить об отечественных, то это АН-23, АН-24 и модернизированные из грузовиков АН-26Б, — заявил Захаров.
Как рассказал MSK1.RU авиаэксперт Юрий Сытник, многие полосы, например, как в аэропорту Котлас Архангельской области, на северах, поросли бурьяном:
— Там многие здания уже обветшали, нет радиолокационных систем, нет приводов, там уже сроки эксплуатации вышли. Всё это надо покупать и стоит это больших денег, — заявил MSK1.RU Сытник.
Авиаэксперт отметил, что на это выделят деньги из федерального бюджета, «миллиарды подготовлены», а работами по модернизации будут заниматься местные власти. При этом он сказал, что 75 — это мало, «таких аэропортов должно быть около тысячи».
https://48.ru/text/transport/2024/03/01 ... c842678314