Прот-Всеволод Чаплин:
К дискуссии о «царебожничестве». Патриарх на днях сказал:
Цитата:
«Через опыт Церкви мы приближаемся к пониманию того, что всякая жертва, которая приносится во имя высших интересов, во имя жизни, во благо других людей, имеет огромное духовное значение, некую искупительную силу. А если бы не так, то действительно были бы непонятны пути истории, непонятна гибель миллионов людей, защищавших свою Родину».
(
http://www.patriarchia.ru/db/text/5505130.html )
Кстати, вся проповедь, в отличие от многих предыдущих и вообще от большинства наших проповеднических текстов, насыщена содержательными и афористичными формулировками, хорошо выверенными – и скажите мне, что неподхалимажная дискуссия вокруг Патриарших проповедей не идет на пользу.
Но вернемся к человеческой жертве и «некой искупительной силе». Ну конечно, сказано правильно, и в церковной традиции всегда это таким образом понималось. В конце концов, ведь не случайно считается, что мученичество омывает многие грехи, помогает другим людям и целым народам обратиться к вере, оставить пороки и заблуждения.
Но никто не станет приравнивать жертву мучеников, страстотерпцев, защитников Родины - к жертве Христа, к совершенному Им Искуплению. Люди, глубоко почитающие святого царя Николая, тоже знак равенства здесь не ставят. Да, есть неудачные, сомнительные формулировки вроде «царь-искупитель». Но никто царя Богом не объявляет и ко Христу не приравнивает – я по крайней мере таких людей не встречал. «Царебожие» - совершенно ложный штамп, придуманный «правлибами». Ну понравилось бы им, если бы их, похожим, начали обзывать «сорособожниками» или «грехопоклонниками»? Хорошо, нравятся им по факту некоторые идеологемы Сороса, но они же его «богом» пока не объявили… Нравится им максимальное снисхождение ко греху – к публичному кощунству, например, - но они же пока сами в нем не участвуют и греху не поклоняются…