Сергѣй писал(а):
Владимир Н. писал(а):
Не буду говорить отсебятину, а лучше приведу цитату из статьи:
Как понимать этот «прах земной»? Очевидно, держаться вавилонского мифа о том, как Homo sapiens был слеплен буквально из глины, мы не обязаны. Феофан Затворник, например, считал так: «Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек». Замечательный православный апологет XX века, новомученик профессор Николай Николаевич Фиолетов писал: «Когда Библия говорит о сотворении человека из земли, то дело здесь, конечно, не в земле в буквальном смысле слова, не в химическом составе земли, не в том или ином свойстве почвы, а в той идее, что человек и в создании своём органически связан с жизнью земли, исполняя на земле свое назначение».
http://www.pravmir.ru/evolyuciya-bez-is ... -obezyany/Да, статьи правмира - это ну очень авторитетно
...
Понимаете, вот привели тут цитатку - ...Замечательный православный апологет XX века, новомученик профессор Николай Николаевич Фиолетов писал...
И как будто, уже и спорить-то неудобно - с таким человеком-то, да еще и новомучеником...
Так вот, "очерки христианской апологетики" я читал, аргументация там ниже плинтуса, тем более, что автор-то безусловно профессор, только юридических наук... ну, чего он в ТЭ понимал-то??? Просто, хотел приспособить то, что слышал, к христианскому вероучению, в меру своих сил... За труды ему спасибо, но книжка эта никаким боком сейчас не может аргументом служить в эволюционных спорах...
Далее, про свт.Феофана... опять же, когда он про молитву пишет - это авторитетно, про биологию - нет... Но рассматривает он в этом отрывке эпизод с вдуванием в человека дыхания жизни... Его по-разному толковали, и единого какого-то общепризнанного нет тут толкования... Но свт.Феофан не пишет про эволюцию-то... Ну, кем был Адам до вдувания Богом дыхания жизни? Ну, можно сказать, кем-то вроде животного, ибо самое существенное в творении человека - это вдувание и есть, правильно... Но где-то говорится, что тело Адама юыло создано не непосредственно в этот момент, а эволюционировало миллионы лет? - нет, конечно, это домыслы эволюционистов, пытающихся везде свои идеи и взгляды протолкнуть...
А чем не авторитетно? Насчёт Адама, я так понимаю, вы настаиваете на буквалистском понимании Библии?
Собственно, в приведённом отрывке нет ничего про эволюцию, речь здесь о разрешении противоречий, якобы существующих между ТЭ и христианским учением. Православный профессор показывает, что противоречия мнимые. Более того, он не одинок в своём мнении на этот счёт:
Цитата:
Тем не менее и в православной среде звучат голоса в пользу радикального отторжения любой формы эволюционизма. Прежде всего надо заметить, что отрицание эволюции в православной среде является скорее новшеством, нежели традицией.
Во-первых, даже по мнению богословов весьма консервативной Русской Зарубежной Церкви, "дни творения следует понимать не буквально (ибо "пред Богом тысяча лет, как день вчерашний") а как периоды!".
Во-вторых, идея эволюции, в случае ее отделения от атеистического ее истолкования, достаточно позитивно освещается в трудах православных писателей. Тот же проф. И. М. Андреев, отвергнув идею развития человека из обезьяны, пишет: "В остальном дарвинизм не противоречит библейскому учению о сотворении животных существ, ибо эволюция не разрешает вопроса о том, кто же сотворил первых животных".
Проф. Санкт-Петербургской Духовной Академии архиеп. Михаил (Мудьюгин) пишет: "К разряду явлений, в описании которых в Библии и на страницах любого учебника биологии легко обнаружить поразительно большую степень совпадения, относится процесс эволюции органического мира. Сама библейская терминология укладывается в плоскость того же удивительного совпадения - говорится "да произведет вода душу живую", "да произведет земля зверей земных". Здесь глагол "производить" указывает на связь между отдельными фазами формирования животного мира, более того - на связь между мертвой и живой материей".
Проф. Московской Духовной Академии А. И. Осипов полагает, что "для богословия принципиально допустимы и креационная, и эволюционная гипотеза, при условии, что в обоих случаях Законодателем и Устроителем всего миробытия является Бог, Который мог все существующие виды, или творить по "дням" сразу в завершенном виде, или постепенно, в течение "дней" "производить" из воды и земли, от низших форм к высшим силою заложенных Им в природу законов".
Проф. Свято-Владимирской Семинарии в Нью-Йорке прот. Василий Зеньковский также подчеркивает библейскую "самодеятельность земли": "Библейский текст ясно говорит, что Господь повелевает земле действовать своими силами... Эта творческая активность природы, присущая ей, по выражению Бергсона, elan vital, - устремление к жизни, делает понятным бесспорный факт эволюции жизни на земле".
Один и ведущих авторов "Журнала Московской Патриархии" 60-70-х годов прот. Николай Иванов был вполне согласен с идеей эволюционного развития: "Акт творения мира и образования его форм для Бога есть проявление Его всемогущества, Его воли; но для Природы осуществление этой воли есть акт становления, то есть длительный и постепенный процесс, протекающий во времени. В ходе развития может возникать множество переходных форм, иногда служащих лишь ступенями для появления форм более совершенных, тех, которые привязаны к вечности".
Проф. Н. Н. Фиолетов, участник Поместного Собора 1917-1918 гг., полагал, что "самая идея эволюции не представляется чуждой христианскому сознанию или противоречащей ей".
В 1917 г. священномученик прот. Михаил Чельцов, касаясь вопроса о взаимоотношении христианства и науки, писал, что "Не мало способствовало уничтожению розни между наукой и религией и более проникновенное, осмысленное и духовное разъяснение и понимание многих мест Библии. Стоило только получше вчитаться в текст Библии о сотворении мира, как стало ясно, что Библия не дает оснований считать день творения за двадцатичетырехчасовой период времени, и рушилась стена между библейскими сказаниями и данными науки о неопределенно долгом периоде жизни Земли до появления человека".
http://kuraev.ru/index.php?option=com_c ... view&id=47