Отцы Русской Церкви Термин «Отцы Церкви» усвоен за группой выдающихся деятелей Вселенской Церкви, авторитет которых имел особый вес в формировании догматики, иерархии Церкви, церковного Богослужения, составлении канона. Какого-то определенного, утвержденного списка Отцов Церкви нет, в отличие от юристов (Ульпиана, Гая, Павла, Модестина, Папиниана). Собственно само формирование института Отцов Церкви произошло под влиянием римской юридической традиции, закрепившей мнения указанных выше юристов в качестве источников права. Отнесение кого-либо к числу Отцов происходило на основании общецерковного признания, но без нормативного оформления. Поэтому имеется определенное разногласие между католической и православной Церквями в причислении к числу Отцов. Вселенская Церковь не являет собой некий монолит, а представляет собой достаточно любопытную структуру, состоящую из Поместных Церквей – единых в догматике и Богослужении, но отличающихся в частном укладе, и особенно в историческом развитии. Таким образом, было бы весьма любопытно рассмотреть вопрос – а кого, возможно отнести к числу Отцов Церкви Российской? По некоторому размышлению у меня получился следующий список: 1. Святитель Иларион, митрополит Киевский. В своем «Слове о Законе и Благодати» святитель противопоставляет закон благодати. Закон рассматривается как подготовительная ступень для Божественной Благодати, что во многом предопределило поиск Русской Церковью Правды Божией, а не юридических формулировок, что столь характерно для церквей западных – католической и протестантских. 2. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, чудотворец. Результатом деятельности святителя явилось усвоение русским общественным сознанием положения Церкви как института, с одной стороны одухотворяющего государственное и общественное бытие, с другой – с государством не слившегося. Так же, важное значение имеет окормление святителем Русской Церкви – иерархически единой, но политически разделенной на различные государственные образования – Великие княжества Владимирское, Литовское, Рязанское, а так же отдельные епархии и приходы на землях, подвластных Орде. Значение деятельности святителя Алексия в развитии Российского государства сопоставима – а в ряде моментов и превосходит её – с ролью кардинала Ришелье во Франции. 3. Преподобный Сергий Радонежский. Пожалуй, самая сложная для отнесения к Отцам Церкви фигура. Преподобный не оставил после себя каких либо письменных трудов – как остальные Отцы. Его можно посчитать реформатором монастырского жительства – но вся деятельность преподобного решительно выламывается из столь узких рамок. 4. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Основной труд святителя – перевод на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Выполненный перевод способствовал тому, что Библия стала на Руси народной книгой. 5. Святитель Игнатий (Брянчанинов) и 6. Святитель Феофан Затворник. Оба святителя оставили значительное количество сочинений, в которых читающие черпают рекомендации по организации своей жизни на основах христианского учения. Усвоение за кем то наименования Отцов Церкви ни в коем случае не должно служить делению святых на столбовых и так, мимо проходящих. Важен каждый опыт христианской жизни – но всегда нужно с чего-то начать и при этом не сбиться с пути. И труды Отцов Церкви как раз и служат таким своеобразным путеводителем по пути каждого человека в Царствие Небесное.
|