Замечательные размышления батюшки на тему:
Если вас обидели в храме
Галина:
Почему служители, продающие свечи и прочий церковный инвентарь, такие нелюбезные с прихожанами, ведут себя так, как будто к ним пришли из преисподней, а они святые, Иисус Христос с мытарями обедал и не гнушался, хочется, чтобы они стали любезнее с прихожанами, мы ходим в храм, чтобы обрести мир и покой.
****
Мир Вам и дому Вашему, Галина.
Проблема, которую Вы вольно или невольно затронули, весьма актуальна для жизни возрождающейся сегодня Церкви.
Человеческая природа (после грехопадения) такова, что, сталкиваясь в разных жизненных ситуациях с людьми, которые нас обижают, оскорбляют, не понимают,
мы тут же начинаем испытывать к ним неприязнь, озлобление, а к себе – повышенное чувство несправедливости. Нам всем хочется внимания, тепла, любви, мира и покоя. Желание это естественное и его можно только приветствовать. Но все дело в том, что обретаются эти добродетели долгим путем жизненным, путем покаяния, молитвы, участия в церковных таинствах и службах. Этот долгий путь очищения душа проходит всю свою жизнь, которая и дана ей для этого. И далеко не все получают мир и покой уже как плод по осени, которой предшествуют долгие зима, весна и лето. Человек и пришел в жизнь для того, чтобы, покаявшись и примирившись с Богом, наследовать вечное Небесное Царство, где уже не будет места ни слезам, ни отчаянию, ни болезням, ни смерти.
К сожалению, обиды на людей, несущих послушание в храме, бывают еще довольно часто. Слабость человеческая бывает часто, особенно у людей, нравственно к ответственейшему церковному служению не подготовленных, – и оттого,
чем ближе человек себя ощущает к алтарю, тем больше кажется ему, что у него появляются такие права и такие «заслуги» перед Всевышним, которые выделяют его «из толпы». Между тем – «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 2:12).
Так бывает не только в храме: «
неофиты», т.е. люди, недавно ставшие верующими, начинают ощущать себя «избранными», «особыми» - и на людей, может быть, и гораздо выше их стоящих по духовному развитию, начинают смотреть свысока.
Начинают
осуждать других людей, ЛУКАВО оправдывая себя так: «я не в осуждение говорю, а в рассуждение». И не дай Бог дать таким «православным» повод или хотя бы видимость повода для такого «рассуждения». Люди таковые начинают напоминать не членов христианской общины, а приверженцев некоей секты. И забывают при этом, несчастные, как Христос одной фразой остановил «справедливую» расправу толпы над блудницей: «Кто из вас без греха – первый брось на нее камень…» (Ин. 8:7). Я всякий раз, когда возникает желание «порассуждать» над грехами ближнего моего, вспоминаю со стыдом эту фразу. И желание судить человека, может быть, гораздо более меня праведного по делам его – исчезает…
Если в храме обидели Вас – пожалейте такого человека, помолитесь за его грешную душу – не ведает он, что творит… А может быть – и сами Вы чем-то дали повод для недоброго ответа? Нет? Слава Богу!
Ни в коем случае не вступайте в перепалку, в выяснение отношений: в храме, в Доме Божием, этого делать никак нельзя – вы оскверните свою собственную душу.

Если недоброта, надменность проявляются часто у каких-то служителей храма – что ж, попробуйте поговорить с настоятелем храма или с кем-то из батюшек.
Не жалуйтесь, а попросите помочь: не себе, а человеку, забывшему о своем первейшем долге, любви к Богу и к ближнему. Не исключено, что и батюшка может оказаться надменен и невнимателен, и такое, увы, еще бывает в наших храмах. Помолитесь и за него… Он тоже несчастнее вас. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23: 13)...
Господь испытывает нас, а лукавый искушает, и многие из нас, приближающихся к Церкви, увы, прошли через такое, не-православное по сути, состояние…
Как испорченную грехом душу можно научить видеть в себе нечистоту, негодность, неумение любить и прощать? Только в разных ситуациях, в которые попадает душа, живя в этом мире. Чаще всего мы не задумываемся о том, что все окружающие нас люди - это только орудия Божии, с помощью которых Господь испытывает нас, мы как бы каждый день сдаем Ему экзамен на способность верить, надеяться, любить, прощать, помогать нуждающимся и т.д..
Воцерковленные люди знают действенность такого способа:
когда тебя кто-либо обидел, усиленно помолиться за здравие этого человека, попросить Господа, чтобы Он молитвами этого человека исправил тебя самого. Если ты это сделаешь от всего сердца, искренно, неприязнь к обидевшему сразу исчезает, водворяется мир в душе и умиление, и желание всем прощать. Постепенно в течение жизни, сталкиваясь с самыми разными людьми, мы приобретаем опыт и мудрость, научаемся не замечать недостатки в ближних, видеть все свои неблаговидные поступки и стараться их не повторять. Умение любить Бога и людей – это особое искусство, которому нет цены и которое дается как венец всех остальных добродетелей.
Самая главная заповедь: возлюби Господа Бога твоего. И вторая, подобная ей: возлюби ближнего, как самого себя. Исполняем ли мы эти заповеди? Что нужно приобрести в себе, чтобы научиться этому искусству? Ничто так не уподобляет нас Богу, как умение прощать людей злых, которые обижают нас.
МОЛИТВА О НЕНАВИДЯЩИХ И ОБИДЯЩИХ НАС
Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы, припадающее молим, ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже всещедрый
икона Пресвятой Богородицы «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»
http://www.kerpc.ru/qa/qas/050222_2