Тем, что различий там гораздо меньше, чем с католиками... Дохалкидониты - понятие весьма общее, поэтому здесь тоже нужны уточнения... Армянская Апостольская Церковь - это совсем не то, что Эфиопская и т.д... Современное богословие дохалкидонских Церквей - весьма сложная и специальная тема, в которой экспертов не так много... Я лично так сходу Вам все по полочкам не разложу, хотя много что в свое время читал по данному вопросу...
Но вот по католикам - постараюсь сходу написать основные богословские различия, и тут уж сами думайте, кто к нам ближе - армяне, допустим, или католики... напишу кратко, не придирайтесь...
1. Догмат о Троице - основа всей теологии... Католическое учение о Филиокве - искажает отношения Лиц Св.Троицы, ставит Лицо Св.Духа в зависимое и подчиненное отношение от лиц Отца и Сына, лишшает Его всей полноты Божества... Здесь католики путают предвечные, онтологические отношения между Божественными Лицами с образом Их проявления в тварном мире... Отсюда вытекает отрицание учения о Божественных Энергиях (то, о чем писал св.Григорий Палама), для католиков Энергии - тварный феномен, соответственно, учение об обожении человека у них не проходит (человек взаимодействует и просвещается тварной благодатью, а не Божеством ... помните, в послании Ап.Петра - там даже сказано, что ...будете причастниками Божественного Естества(!)...) Отсюда - искажение учения о грехопадении. По их учению, Адам лишь лишился некоей сверхприродной благодати, а природа первозданного человека по сути тождественна нашей. Т.е. грехопадение для человека - не онтологическая катастрофа, а лишь некое наказание (отняли сверхблагодать, исправится - вернут)...
2. Учение о папском примате и папской непогрешимости...
Как бы ни РПЦ, ни дохалкидониты никогда не знали, даже во страшном сне, титула Наместника Христа, да еще и непогрешимого... Одному человеку - Папе, усвояется власть большая, чем Вселенскому Собору... Заметим, этих Соборов у католиков - существенно более 20-ти, последний - в 1962 году... они там много чего напринимали...
3. Мариологические догматы
О Непорочном Зачатии, о Телесном Вознесении, о Соискуплении... Не буду тут влезать в тонкости, но Деве Марии католики усвояют практически Божественные атрибуты. Одна иллюстрация: если Богоматерь была от рождения непричастна первородному греху, то получается, что человечество было само по себе недостойно соединения с Божеством, что Господь нам иноприроден от рождения и прочие несообразности...
4. Частные догматы о чистилище, индульгенциях и т.д...
5. Кардиналиные различия в образе аскетики и дисциплины - отсутствие постов, искажение учения о молитве, требование целибата священников и т.д.
6. Существенные богослужебные искажения - причащение мирян только "хлебом" - облатками, отсутствие Алтаря, миропомазание в 13 лет - конфирмация, отсутствие эпиклезы (призывания Св.Духа в чине освящения Св.Даров)... и т.д.
Это вот из того, что вспомнил сразу... Теперь подумайте и решите, кто к нам все же ближе - католики с такой кучей существеннейших и просто важных искажений, или положим, ААЦ, со слабым монофизитством, отличие которого от Православия весьма затруднительно понять, даже специально изучая этот вопрос... А точнее - армяне просто слишком берегут свою национальную идентичность, поэтому и хотя имеют учение очень близкое к Православному (в истории неоднократно были возможности для полного примирения наших богословских формулировок, и многие католикосы к этому стремились, но не сложилось...), все же хотят быть обособленными... ну, национальная гордость у них такая, что поделать... Как-то так...
|