С начала своего основания Святая Церковь принимает активное участие в жизни общества. Хотя земная Церковь, как и Царство Божие, не от мира сего, однако она живет в нём. Церковь призвана служить спасению человечества, ибо и Сам Сын Человеческий "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10. 45). После краха социалистической системы в России соборное православное сознание русского народа не могло обойти стороной вопросы общественного устройства, и на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году было принято социальное учение Русской Поместной Церкви, ис¬черпывающим образом отражающее мнение Вселенской Церкви по данному вопросу, - Основы социальной концепции Русской Православной Церкви[1]. В церкви папского престола только в 2004 году появился единый документ, обобщающий её социальное учение, - Компендиум социального учения церкви. Согласно социальному учению нашей Церкви, Иисус Христос пришёл в наш падший мир, смирив, «умалив» Себя до его условий, - пришёл в тот мир, который надлежало Ему спасти, поэтому Церковь также должна пройти через процесс исторического кенозиса («умаления»), осуществляя свою искупительную миссию. Ведь Церковь призвана действовать по образу Спасителя. Миряне и клирики как члены Вселенской Церкви призваны приобщиться миссии Христовой, ведь без миссии нет и самой Церкви. Государство, которое осуществляет свою деятельность для устроения мирской жизни, взаимодействует в процессе своей деятельности с Церковью. Сын Божий, Которому дана вся власть на небе и на земле (Мф. 28. 18), вочеловечившись, подчинил Себя земному порядку вещей, поэтому Он повиновался государственной власти. Он не отрицал необходимости существования государства. Спаситель оставил заповедь: "Отдавайте Кесарю кесарево, а Богу Божие" (Мф. 22. 21). Церковь, включая мирян и клириков, осуществляя свою миссию, должна делать всё для того, чтобы поднять государство до своего духовного уровня. Давно уже пришло время для духовного проникновения Церкви в государство, для их сближения, в том числе, для сближения армии и православного духовенства. Но всё ещё слышны голоса, утверждающие, что ещё не пришло время для такого сближения, что военнослужащие Российской Федерации ещё не готовы работать с духовенством, что институт военного пастырства - дело будущих веков, он-де не соответствует Конституции России, что его введение посадит на шею государства несколько тысяч никому не нужных чиновников. Священнослужители и монашествующие Русской Православной Церкви, несмотря на подобные протесты скептически настроенных людей, продолжают выполнять миссию, начатую Основателем Церкви. Так, в июле 2002 года иеромонах Парфений, насельник Валаамской обители, привез в Чечню полторы тонны гуманитарного груза для наших солдат. О своей поездке он отозвался так: «Она стала для меня школой живой молитвы. Аргунское ущелье - это зона боевых действий. И, молясь в минуты опасности, я чувствовал, как все силы, все во мне - мозг, речь, сердце, чувства, эмоции - все направлено к Богу… "Батюшка, батюшка, - просили меня, - вы обязательно зайдите вот к тому больному, он после операции, ему очень тяжело, он хочет исповедаться и причаститься..." И столько заботы, столько сострадания было в таких вот просьбах... Многие мне говорили: "Мы здесь учимся задумываться о Боге и верить в Него". Верить не в то, что Он есть, - практически никто из ребят, с которыми я разговаривал, не отрицает Его существование. - Верить в Его помощь, молиться Господу, разговаривать с Ним, - то есть выстраивать какие-то свои, личностные отношения с Богом. Печально, конечно, что все это происходит в такой трудной, экстремальной ситуации, но у Бога Свой промысел о каждом человеке… Некоторые спрашивают меня: "Зачем ты туда поехал?" Я на это могу ответить словами Патриарха. Благословляя меня, он наставлял: "Раненых, которых будешь навещать, - утешь. Ребят, воинов наших, несущих службу, - поддержи и вдохнови. Православных людей, живущих в Чечне, в мусульманском окружении, - тех укрепи в вере". С этими словами Святейшего я и поехал»[2]. Таким образом, мы видим, что в Вооружённых Силах военный священник просто необходим. Благословение Патриарха осуществлять пастырскую работу о. Парфением указывает нам на задачи, которые должны решаться военным пастырством. Эти задачи следующие: - духовно-нравственная подготовка военнослужащих к выполнению стоящих перед ними задач; - пастырская поддержка военнослужащих во время выполнения боевых задач; - пастырское попечение о раненых военнослужащих; - укрепление православной веры военнослужащих и гражданского населения. Зная задачи пастырской работы, мы можем прийти к заключению, что она имеет три этапа (по мотивам учебно- методического пособия А. Г. Караяни и И. В. Сыромятникова[3]): - духовная подготовка к боевым действиям; - пастырская поддержка военнослужащих во время боевых действий, - духовная реабилитация участников боевых действий. При духовно-нравственной подготовке военнослужащих к выполнению задач военной службы в настоящее время применяются следующие формы пастырской работы: - проповедь, - пастырская беседа, - чтение Священного Писания, - распространение духовной литературы, - просмотр фильмов с религиозным содержанием, - антиалкогольные компании, - работа «телефона доверия», - изучение пастырями материально-бытовых условий несения службы военнослужащими и т. д. В этот период военные пастыри подготавливают воинов к выполнению поставленных задач и объясняют им, что признавая войну злом, Церковь не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите Родины и восстановлении попранной врагами справедливости. Пастыри напоминают бойцам о том, что многих воинов Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские подвиги и относя к ним слова Христа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13). Православные пастыри в этот период призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их духовно-нравственном состоянии. Опыт пастырской поддержки в период ведения боевых действий позволяет выделить следующие группы методов пастырского воздействия: - вербальные, - деятельностные, - эмоциональные (по мотивам: Караяни А. Г. и Сыромятников И. В., 2006[4]). К вербальным методам относятся: - назидание, - наставление, - порицание (если необходимо). К эмоциональным методам относятся: - соучастие, - нахождение рядом с пасомыми. К деятельностным методам относятся: - личный пример, - осенение крестным знамением и т. д. Во время духовной реабилитации военнослужащих применяются следующие формы пастырской работы: - пастырская беседа, - чтение Священного Писания, - распространение духовной литературы, - просмотр фильмов с религиозным содержанием, - Таинства и обряды Церкви, - акции благотворительности, - «научение молитвенному деланию». Благословение, данное Патриархом о. Парфению, говорит нам о том, что субъектом системы военного пастырства являются клирики и монашествующие РПЦ, а также должностные лица ВС РФ, оказывающие им содействие, а объектом – все категории военнослужащих, члены их семей, гражданский персонал ВС РФ, гражданское население, проживающее в районе дислокации наших войск. Мы видим, что военное пастырство – это религиозно-педагогическая деятельность военного духовенства, направленная на военнослужащих, членов их семей, гражданский персонал силовых государственных ведомств, гражданское население, проживающее в районе дислокации наших войск, с целью удовлетворения их религиозных потребностей, формирования у них высоких духовно-нравственных качеств, способствующих выполнению ими поставленных перед ними задач, и спасения их душ. В результате пастырской работы происходит развитие духовно-нравственных качеств военнослужащих. Автор предлагает выделить три основных направления религиоз¬но-нравственного развития положительных нравственных качеств у военнослужащих. Первое, имеющее первостепенное значение, представляет собой развитие у воинов любви к Богу как основе всех качеств «христолюбивого воина», второе - развитие у них качеств гражданина и русского воина, таких, как патриотизм, верность воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, т. е. любви к Родине, третье – развитие у них любви к ближним. Предпринятый автором анализ военно-религиозного взаимодействия, имеющего место в нашей стране, позволяет ему сделать некоторые выводы, носящие методологический характер: тесная взаимосвязь деятельности духовенства и силовых государственных ведомств России, прослеживающаяся столетиями, подготовила теоретическую и практическую необходимость институционализации новой отрасли знания о деятельности духовенства - военного пастырства или пастырской работы. Таким образом, военное пастырство – это также и военная дисциплина, отрасль пастырского богословия, изучающие закономерности религиозно-педагогического воздействия, осуществляемого военным духовенством, должностными лицами силовых ведомств, на военнослужащих, членов их семей, гражданский персонал силовых государственных ведомств, гражданское население, проживающее в районе дислокации наших войск, с целью удовлетворения их религиозных потребностей, формирования у них высоких духовно-нравственных качеств, способствующих выполнению ими поставленных перед ними задач, и спасения их душ. Уже сегодня к числу категорий нарождающегося военного пастырства можно отнести понятия: «военно-религиозное взаимодействие», «религиозный пацифизм», «религиозно-нравственное воспитание». В военном пастырстве необходимо учитывать особенности нравственного сознания людей, проявляющиеся в специфических функциях его основных форм[5]. Важнейшими формами духовно-нравственного сознания являются вера и любовь. Любовь – стремление человека к общению с Богом; общению с ближним. Состояние, противоположное любви, – эгоизм. Вера – знание о бытии Бога, доверие к Его промыслительным воздействиям на жизнь человека. Вера, которая сопровождается любовью и добрыми делами, становится мощной жизненной силой, вдохновляет воина на совершение подвига. Такая вера побеждает несовершенство мира (1 Иоан. 5. 4 ). О силе веры военнослужащего мы можем судить по тому, насколько сильно в ней выражены следующие её функции: - прогнозирования, - познавательная (Евр. 11.3), - компенсаторная (Рим. 3.30; 15.13), - стимулирующая (Иак. 2.22), - спасения души. Религиозная индиферентность войска всегда сопровождалась упадком нравственности личного состава. Однако, как писал один из ведущих преподавателей Военного университета, нельзя оценивать веру не как цель, а как средство, подобно А. Драгомирову, который писал: «…Какой страшный запас силы, моральной и физической, заключается в каждом человеке, но о котором он обычно даже и не подозревает. В обыденной жизни этой силе негде и не в чем проявиться (Неужели? – Е. К.), но её можно видеть в целом ряде патологических проявлений, как, например, у душевнобольных или нервно-расстроенных, а также в крайних проявлениях религиозного фанатизма и во многих других случаях, когда бодрствующее сознание и условия окружающей обстановки не препятствуют проявлению этого потенциального запаса сил… В число задач своего воспитания Суворов именно и ставит вызывать эту находящуюся под спудом сверхчеловеческую силу возможно чаще; путём постоянной практики – развить её до наивысшего предела и достичь того, чтобы она сама проявлялась каждый раз, когда боевая обстановка того требует»[6]. Таким образом, мы видим, что для Драгомирова вера и нервное расстройство – очень близки. Он искренне верил, что Суворов для достижения победы впадал в состояние, близкое к трансу. Воину необходимо осознать, что Бог – совершенная Личность. Чем крепче человек приобщается к Богу, утверждается в Боге, тем выше уровень его духовности. Духовное состояние личности — это состояние воссозданной цельности и единства всех сторон и форм её сознания, которое достигается путём благотворного воздействия духа человека (его совести, веры, любви к Богу) на составляющие его души: мысли, чувства, волю. Чем устойчивее состояние единства всех составляющих человеческого сознания, тем больше имеется оснований говорить о силе духа личности военного человека, а также воинского коллектива, страны. Такие положительные качества души военного человека как патриотизм, верность своему воинскому долгу в полной мере могут проявить себя, если этот военнослужащий в целом высокодуховен и совестлив. Повышению уровня духовности войск способствует деятельность зарождающегося института военного духовенства. Хочется верить, что процесс институционализации военного духовенства как профессионального сообщества имеет необратимый характер. Ведь не случайно, выступая с докладом в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II ¬отметил, что «жизнь настоятельно диктует необходимость создания института регулярного военного и морского духовенства, что особенно актуально для работы в дальних гарнизонах и на флоте. Считал бы важным двигаться вперед в этом направлении, в том числе через организацию специальной подготовки будущих священников»[7].
***
1. См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. – 2000. - № 8. – С. 5-105. 2. Морозова В. У солдат в Чечне стынут ноги // Смена. - 2002. - № 197. – С. 28. 3. См.: Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. Учебно-методическое пособие. – М.-СПб.: «Питер», 2006. –С. 226. 4. См.: там же С. 236. 5. См.: Лукьянец А. А. Социально-педагогические проблемы формирования нравственного сознания современного военного специалиста в свете православной традиции // Соискатель. Приложение к научному журналу «Вестник военного университета» - 2006. - №4. – С.96-107. 6. Цит. по: Духовные истоки «Науки побеждать» А. В. Суворова и их значение для российского общества и армии в современных условиях // Духовно-нравственные основы воинского служения. – М.: ГУВР, 2004. – 83 – 84. 7. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13 -16 августа 2000 года. Сборник докладов и документов. – СПб., 2000. - С. 30.
|