Согласно конституционной концепции «многонационального народа Российской Федерации» русские являются одной из 193 нацией (этносов), которые, по данным переписи населения 2010 года, проживают на территории РФ. При этом есть все основания полагать, что русский народ, составляющий 80 % населения России, находится в дискриминационном положении по сравнению с другими 192 российскими этносами.
В соответствии со ст. 65 Конституции РФ 26 из 83 субъектов РФ сформированы по национальному признаку – 21 республика, 4 автономных округа и одна автономная область. Данные субъекты РФ, по сути, являются национальными государственными образованиями (республики прямо названы в Конституции «государствами»), в рамках которых ряд российских этносов реализует право на самоопределение.
Наиболее последовательно национальный характер республики в составе Российской Федерации закреплён в Конституции Удмуртской Республики, согласно которой «на основании волеизъявления многонационального народа Российской Федерации Удмуртская Республика – Удмуртия – государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии своего неотъемлемого права на самоопределение и самостоятельно осуществляющее государственную власть на своей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики» (ч. 1 ст. 1). Ч. 2 ст. 1 Конституции УР гласит: «В Удмуртской Республике гарантируется сохранение и развитие языка и культуры удмуртского народа, языков и культуры других народов, проживающих на её территории; проявляется забота о сохранении и развитии удмуртской диаспоры, компактно проживающей в субъектах Российской Федерации».
В Конституциях (Основных законах) других республик также содержатся гарантии прав тех народов, которые своим существованием опосредуют образование данных национальных субъектов в составе РФ.
Автономные округа созданы в Российской Федерации, прежде всего, для учёта интересов и защиты прав коренных малочисленных народов. Так, Устав Ненецкого автономного округа закрепляет следующие правовые нормы:
«Органы государственной власти и управления округа признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных отраслей хозяйствования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральным и окружным законодательством, создают для этого экономические и правовые условия, осуществляют политику протекционизма» (ст. 14);
«Вопросы социально-экономического развития ненецкого народа органы государственной власти и управления округа решают с участием ассоциации ненецкого народа «Ясавэй»» (ст. 16);
«При пользовании недрами в местах проживания ненецкого и других малочисленных народов Севера часть платежей, поступающих в бюджет округа, используется для социально-экономического развития этих народов» (ст. 18).
Нахождение в составе Российской Федерации Еврейской автономной области является наследием советской национальной политики, однако, несмотря на очевидную искусственность данного субъекта РФ, его также следует считать национальным государственным образованием. Ч. 2 ст. 6 Устава Еврейской АО гарантирует создание условий для сохранения, изучения и развития языков еврейского народа и других народов, проживающих на территории области.
Таким образом, основные законы всех сформированных по национальному признаку субъектов РФ предусматривают особую правовую защиту народов-эпонимов (именем которых названы субъекты РФ).
Что касается русского народа, то он не имеет в составе Российской Федерации русских субъектов: области, края, города федерального значения (где русские преобладают численно и где русская культура является автохтонной) сформированы по территориальному, а не по национальному признаку.
Помимо возможности формирования в составе Российской Федерации субъектов по национальному признаку российское законодательство предусматривает право этносов на национально-культурную автономию (НКА), которая представляет собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. НКА вправе получать финансовую и иную поддержку со стороны государства, создавать СМИ, учреждать образовательные и научные организации.
В 1999 году русские активисты предприняли попытку реализовать право на НКА и зарегистрировать Федеральную русскую национально-культурную автономию России (ФРНКАР). Попытка оказалась неудачной. Сначала Минюст РФ под надуманными предлогами отказывал ФРНКАР в регистрации, а затем инициировал принятие поправок к Федеральному закону о НКА, которые окончательно лишили русских права на создание автономии на федеральном уровне. В действующей редакции ФЗ о НКА установлено, что автономия может создаваться лишь гражданами РФ, относящими себя к «определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории». Таким образом, федеральная НКА может быть создана таджиками, армянами, китайцами и другими проживающими в РФ этносами, за исключением русских.
Но, может быть, Российская Федерация в целом представляет собой русское национальное государство и обеспечивает защиту интересов русского национального большинства? К сожалению, это не так. Судья Конституционного Суда РФ, профессор Кокотов отмечает: «Российская Федерация не является национальным государством русских – она относится к группе наднациональных государств и не закрепляет ни за русской нацией, ни за любым другим российским народом положения титульного этноса».
Пока же мы вынуждены констатировать, что русские в многонациональной РФ лишены какой бы то ни было правосубъектности: Российская Федерация не является русским национальным государством, в составе РФ не сформированы русские субъекты, и даже права на федеральную национально-культурную автономию русские лишены. В такой ситуации положение русского народа не может оцениваться иначе, как дискриминационное.
|