«В ноябре 1920 года остатки побежденной, но не сдавшейся Белой Армии покидали Россию. На русских и иностранных кораблях уходили в изгнание сотни тысяч русских людей: офицеров и солдат, казаков, крестьян, помещиков, рабочих, ремесленников. Со своей паствой уходило на чужбину и духовенство. Духовенство уходило в эмиграцию не дезорганизовано. Еще на территории России, на обширных пространствах бывших под белой властью, было с благословения Патриарха Тихона создано Высшее Церковное Управление Юга Росси.
Собор в Константинополе избрал своим главой митрополита Антония Киевского и Волынского, старейшего иерарха Русской Церкви, бывшего одним из кандидатов при избрании патриарха, и создал свой исполнительный орган – Высшее Церковное Управление Заграницей.
В Москве же в 1927 году митрополит Сергий, издал декларацию о лояльности к советской, богоборческой власти. Накануне он был выпущен из тюрьмы, дав обещание тесно сотрудничать с атеистическим правительством.
Сам же митрополит Сергий требует от всего духовенства Московской патриархии, в том числе и эмигрантского, подписки в лояльности к советскому правительству. В своей знаменитой декларации от 16/29 июля 1927 года митрополит Сергий пишет: «Мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к советской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и Родиной».
В ответ на это Заграничный Синод в своем послании в 1928 г. заявил: «Решительно отвергнуть предложение митрополита Сергия и его Синода дать подписку верности советскому правительству, как неканоничное и весьма вредное для Церкви... Если же последует постановление митрополита Сергия и его Синода об исключении заграничных епископов и клириков из состава клира Московской Патриархии, то таковое постановление будет неканоничным».
После декларации митрополита Сергия 1927 г. Заграничный Синод выразил свое несогласие с ним и постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью... Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной. Она по-прежнему считает себя своей главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра». Итак, Зарубежный Синод сразу стал на сторону митрополита Петра и других выдающихся иерархов-мучеников, которые отказались подчиняться митрополиту Сергию и его Синоду. Следовательно, теперь появилась новая причина неподчинения Московской Патриархии: ее зависимость от власти коммунистов, стремящихся к разрушению Церкви. После этого Заграничный Синод считал себя представителем свободной части Русской Церкви, временно оторванной от Родины».
Олег Ельцов писал(а):
Священники и миряне РПЦ, молились за победу в войне, страдали в лагерях и мужественно продолжали открыто сохранять веру Христову.
Совершенно верно, а после того как было уничтожено духовенство (отказавшееся сотрудничать с советской властью и не ушедшее заграницу или в катакомбы) в 1943 году Сталиным была создана организация «Московская патриархия», ныне возглавляемая агентом Дроздовым.